часть 2

Jun 26, 2020 01:52

Старец Иван Терентьевич Яшин
   - Будучи еще очень молодымъ, когда мне было всего 18-19 летъ, - говоритъ онъ,- я началъ посещать старца Iоанна Терентьевича, и посещалъ его довольно часто: то за какимъ-либо советомъ, то просто побеседовать съ нимъ о душеспасительныхъ предметахъ или почитать духовныя книги, которыхъ у него было очень много, изъ числа которыхъ онъ более всехъ уважалъ и предпочиталъ другимъ Ефремя Сирина. Случалось въ праздники я засиживался у него подолгу, читая книги. Старецъ же никогда не показывалъ вида, что я его стесняю и что онъ тяготится мною. Напротивъ прiохочивая меня къ чтенiю, онъ показывалъ видъ, что слушаетъ меня, хотя читаемое мною, вероятно, ему давно уже было известно.- Разъ въ сенокосную страду со мною случилось такое прискорбное обстоятельство. Вдругъ я страшно заболелъ животомъ. Страшная резъ въ животе и невыносимая острая боль до того сразили меня, что я крикомъ кричалъ отъ боли и, бросивъ все, со всехъ ногъ пустился бежать прямо къ Ивану Терентьевичу, считая его духовнымъ и телеснымъ врачемъ. Еле добёгъ до него и, чуть переводя духъ отъ боли и волненiя, я обратился къ нему съ следующими словами:
       -Смерть моя, о. Iоаннъ! Помоги мне Бога ради, умираю! - чуть не со слезами жаловался я на свою боль.
     -Зачемъ, зачемъ такъ унывать и малодушествовать, Федя? Ведь такъ грешно! - уговаривалъ и успокаивалъ меня старецъ. - А ты вотъ лягъ поди здесь, - указалъ онъ мне на свою постель, - сотвори молитву, а я поглажу тебе животъ, и, Богъ дастъ, боль твоя затихнетъ!
      Я послушался старца, легъ на его кроватку, и онъ сталъ легонько гладить мне по животу, и боль моя действительно стала мало-помалу затихать, а чрезъ некоторое время и совсемъ затихла. Скорое исцеленiе отъ этой острой болезнии я отношу къ благодатному действiю старца Iоанна. Сестра моя Василиса, страдая сильной болью въ груди, тоже по благодатному действiю старца получила исцеленiе.
      Приведемъ теперь два особо выдающихся случая, въ которыхъ сказалась замечательная прозорливость старца Iоаана Терентьевича Яшина, какъ предвиденiе за много летъ впередъ одного рокового обстоятельства въ жизни только что начинавшаго свое земное существованiе младенца и одного событiя, имеющаго общественный интересъ и значенiе для жителей местнаго края.
-Приходимъ мы разъ къ Ивану Терентьевичу,- разсказываетъ вышепоименованная уже Параскева Тимофеевна Поздеева, - я, Марiя Котынина и сноха моя Дарья Тюрина съ ребенкомъ. Поговоривъ несколько съ нами и давъ намъ каждой по совету, Иванъ Терентьевич пристально погляделъ потомъ на младенца моей снохи, да и говоритъ:
      -Ахъ, какой сiяющiй веночекъ на голове у этого младенца!
- При этихъ словахъ мы все три женщины одновременно быстро оборотились и посмотрели въ лицо и на голову ребенка, но ничего не заметивъ, сказали:
      -Да где же веночекъ, Иванъ Терентьевич? Мы никакого веночка не видимъ на голове этого младенца!
      - Вы не видите, а я вотъ вижу!- снова и еще увереннее подтвердилъ сказанное Иванъ Терентьевич!..
      - Эти таинственныя слова его долго оставались для насъ загадкою и, при воспоминанiи этого разговора, всегда вызывали у насъ недоуменiе. Но вотъ младенецъ Андрей Тюринъ выросъ, возмужалъ и, будучи высокiй ростомъ и мужественный, съ честiю отбылъ военную службу въ одномъ из лучшихъ гвардейскихъ полковъ. Вскоре затемъ вспыхнула русско-японская война, и Андрей Тюринъ, как запасный, снова былъ взятъ на военную службу, и Богъ судилъ ему во время этой войны получить славную геройскую кончину при защите крепости Портъ-Артура и украсить свою душу мученическимъ венцомъ на небесахъ. Тогда воочiю разъяснились и сбылись пророческiя слова Ивана Терентьевича, видевшаго мученическiй венецъ на голове младенца Андрея Тюрина за много летъ впередъ. Видя съ точностiю сбывшiяся слова старца, мы весьма много дивились его прозорливости, но въ это время старца въ живыхъ уже не было.
      Во время проживанiя Iоанна Терентьевича Яшина въ Теплове случилось разъ такое происшествiе.
      На Меляве, такъ называемой местности, находящейся близъ села Теплова, где теперь застроилась женская обитель дивеевской старицы блаженной Наталiи, подъ названиемъ Мелявской, убили одного тепловскаго крестьянина, по имени Андрея Губанихина. Некоторыя вещественныя доказательства преступленiя найдены были на Меляве, но самого тела убитаго Губанихина налицо не оказалось. Народная молва негласно называла и самого преступника, но судебныя власти почему-то замяли дело, хотя и имели въ рукахъ вескiя данныя къ раскрытiю преступленiя.
      И вотъ сноха убитаго Наталья Матвеевна Губанихина, здравствующая и по сiе время, въ то время женщина еще молодая, бойкая и полная веры въ прозорливость старца Iоаана Терентьевича Яшина, пришла къ последнему за советомъ по поводу убiйства свекора.
      Старецъ Iоаннъ Терентьевичъ едва только далъ взойти посетительнице, какъ самъ первый съ приветливой улыбкой началъ разговоръ.
      -Ты ко мне, Наташа? что скажешь?- съ обычной скороговоркой спрашивалъ онъ.
      -Меня, Иванъ Терентьевичъ, домашнiе прислали къ тебе съ докукой, спросить совета у тебя объ одномъ деле,- проговорила Губанихина.
      -Проходи вотъ сюда, сядь на лавку и разскажи, какое у васъ до меня дело,-пригласилъ Iоаннъ Терентьевичъ посетительницу.
      -Ты, чай, слышалъ уже, Иванъ Терентьевичъ, что свекора моего убили на меляве, а тела не нашли еще и доселе?-пройдя по келье и севъ на лавку, начала объяснять свою "докуку" Губанихина.
      -Какъ не слыхать, слышал!
      - Такъ вотъ мы, семьянные, въ последнее время все съ ногъ сбились, толкаясь по разнымъ властямъ и знающимъ людямъ, стараясь всеми силами открыть преступника и разыскать тело убитого; но до сихъ поръ никакого толку не добились. Вотъ теперь домашнiе и послали меня спросить тебя: продолжать ли намъ хлопоты о розыске убiйцы или оставить это дело на волю Божiю?
      - Трудъ вашъ безполезенъ, оставьте его,- сказалъ Iоаннъ Терентьевичъ, - это дело не ваше, а Божiе. Такъ и передай, Наташа, своимъ роднымъ. Но въ облегченiи скорби вашей, скажу вамъ и некое слово утешенiя. Меляевское место, такъ опостылевшее теперь для васъ, со временемъ смоетъ съ себя эту печать скорби и позора, освятиться и прославиться: тутъ воздвигнеться иноческая обитель съ святыми храмами, и душе вашего покойника принесетъ это большую отраду и облегченiе... Это тоже передай роднымъ и утешь ихъ этими словами.
      Семья Губанихиныхъ послушалась данного старческого совета: оставила розыски убiйцы и успокоилась. Но что касается предсказанiя старца Iоанна Терентьевича объ имеющей открыться обители на Меляве, то последнее встречено было семьею Губанихиныхъ съ сомненiемъ и недоверiемъ, такъ какъ ниоткуда никакихъ слуховъ объ этомъ дотоле еще не было; мало того, даже спустя летъ 17- 18 после этого, и то не было еще ничего известнаго объ этомъ. Лишь черезъ 20 летъ слишкомъ после этого сверхъ всякаго ожиданiя и подготовки началась постройка обители на Меляве ( 26 iюня 1899 года). Тогда съ большимъ удивленiемъ стали вспоминать предсказанiе старца Iоанна объ обители на Меляве не только семья Губанихиныхъ, но и все те сельчане, которые въ свое время слышали отъ Губанихиныхъ объ этомъ предсказанiи.
      Пищущiй эти строки, поступивъ священникомъ на приходъ села Теплова въ марте 1899 года, засталъ еще Iоанна Терентьевича Яшина въ Теплове. Черезъ неделю по прибытiи моемъ въ текущую св. четыредесятницу онъ исповедался у меня и прiобщался св. Тайнъ.
      Исповедь его сразу выделила его изъ среды другихъ, открывъ высокое настроенiе души его. А местный псаломщикъ - старожилъ, когда я обратился къ нему съ разспросами о заинтересовавшей меня личности, далъ мне и более подробное и обстоятельное сведенiе объ этомъ прихожанине, какъ о многолетнемъ пустыннолюбце, молитвеннике, девственнике и уважаемомъ всеми старце и наставнике духовной жизни.
      Къ сожаленiю моему, мне не пришлось более видеть его и беседовать съ нимъ въ Теплове, такъ онъ вскоре после этого поспешилъ перебраться на новое жительство в лесную пустынку близь Кутузовской женской обители. Въ последнее время передъ темъ, какъ переселиться ему, онъ, по разсказамъ сельчанъ, многимъ иносказательно говорилъ: " что Тепловская земля .- не моя земля: мне предстоитъ впереди еще переходъ, и переходъ уже последний!.." Тепловские крестьяне очень грустили и сожалели о немъ, когда онъ оставилъ Теплово.
      Одновременно съ этимъ, искреннiе и глубоко преданные почитатели Iоанна Терентьевича Яшина въ деревне Шилокше, услышавъ о намеренiи его оставить Теплово, стали съ особымъ усердiемъ просить его переселиться къ нимъ въ Шилокшу, въ видахъ чего поспешили даже выстроить новый отдельный домикъ для него. Сначала онъ, повидимому, какъ будто соглашался, но потомъ решительно отклонилъ  и сталъ высказывать уже иное: " доселе я жилъ все время на западе, - говорилъ онъ иносказательно, - а теперь мне время переселиться уже и на востокъ, къ Неониле Борисовне" ( бывшая первоосновательница Кутузовской обители ).
      Шилокшанскiе почитатели старца, видя что онъ безповоротно уже решилъ переселиться въ лесную пустынку близъ Кутузовской общины, где неподалеку находился монастырскiй пчельникъ, пожертвовали ему выстроенный ими въ Шилокше домикъ и даже сами перевезли его въ избранное имъ место, несмотря на дальность разстоянiя, - таковы были ихъ усердiе, любовь и преданность къ старцу.
      И вотъ старецъ Iоаннъ Терентьевичъ Яшинъ по весне 1889 года, оставивъ Теплово, поселился в лесу на горке противъ Кутузовской обители въ привезенномъ шилокшанами домике, причемъ почитатели его привезли ему также и его пчельникъ изъ Теплова.
      Въ Теплове на память о немъ остался родничекъ его подъ горою около речки Теши, собственноручно вырытый имъ и обнесенный срубомъ, съ чистою и прозрачною водою, какъ кристаллъ. Этотъ родничекъ и доселе почитается многими сельчанами, какъ целебный, такъ какъ вода, употребляемая изъ него съ почитанiемъ памяти старца и верою въ молитвы его, нередко подаетъ, какъ передаютъ сельчане, недужнымъ исцеленiя.
      Последнiй перiодъ жизни старца, кутузовскiй, былъ особенно многоплоденъ въ отношенiи духовно- н р а в с т в е н н а г о воздействiя на лицъ, соприкасающихся съ нимъ. Насельницы Кутузовской общины все очень скоро расположились къ нему и съ редкiмъ единодушiемъ полюбили его, найдя въ немъ опытнаго советника и руководителя въ духовной жизни.
      Какъ пчелы, почуявъ обильный взятокъ съ медяныхъ злаковъ, дружнымъ и неудержимымъ потокомъ стремятся въ место нахожденiя таковыхъ, такъ и насельницы Кутузовской обители, испытавъ сладость духовныхъ беседъ и наставленiй кроткаго, боголюбиваго и прозорливаго старца, изо дня въ день чуть не целыми вереницами тянулись въ пустынку къ нему, и последниiй съ отеческою любовiю и обычной приветливостью всехъ одинаково ласково принималъ, давая нужныя и благопотребныя для каждой сестры советы и наставленiя.
      Местному священнику въ силу его офiциальнаго положенiя не могло, конечно, это нравиться, и онъ сильно возставалъ и протестовалъ противъ этого, по его мненiю, ненормальнаго явленiя; но истинныя побужденiя сестеръ и сознательная правота дела были настолько сильны и действенны, что никакiе запреты и ограниченiя не въ состоянiи были ихъ удержать, - напротивъ, последнiя отъ этого еще более усиливались и оживлялись, и сестры еще съ большимъ рвенiемъ и одушевленiемъ стремились посещать старца.
      Это духовное слiяние и единенiе старца съ насельницами Кутузовской обители отчасти выразилось и какъ бы подтвердилось даже и внешнимъ образомъ. Пчелы старца, привезенныя въ числе 20 колодъ, въ первую же весну по переезде старца разлетелись все по ульямъ обительскаго пчельника, такъ что изъ его пчелъ не осталось ни одного улья съ пчелами. И это необычайное явленiе как- то невольно отражало и поясняло внутреннiй смыслъ духовного единенiя и слiянiя старца съ сестрами.
      Старецъ Iоаннъ Терентьевичъ Яшинъ, переходя съ места на место и меняя жительство, темъ не менее хорошо помнилъ всехъ своихъ прежнихъ почитателей и благодетелей, жившихъ на прежнихъ местахъ его жительства, не прерывалъ духовнаго общенiя съ ними, заботился о нихъ и, сколько возможно, помогалъ имъ духовно, душевно и телесно.
      Приведу одинъ замечательный случай его заботливой бдительности о своихъ присныхъ по духу на далекомъ разстоянiи, когда онъ жилъ уже при Кутузовской обители.
      Въ селе Теплове была у старца одна усердная почитательница и благотворительница, некто Дарья Константиновна Силаева, торговавшая мануфактурнымъ и бакалейнымъ товаромъ. Мужь у  Силаевой былъ сильный алкоголикъ, и она много терпела отъ него всякихъ обидъ и озорства, когда онъ запивалъ. И вотъ въ часы скорби и сердечной тоски она часто обращалась къ старцу, прося у него молитвъ, советовъ и наставленiй, а въ перiоды трезвеннаго состоянiя мужа и мирнаго сожитiя съ нимъ бывали и вдвоемъ съ нимъ у старца.
      Такъ вотъ эта самая Д. К. Силаева, торговавшая лично отъ себя и на свои деньги, собралась разъ наскоро въ г. Ардатовъ по торговому делу въ отсутствiе мужа и уехала, не заперши лавку, и только въ самомъ Ардатове вспомнила лишь объ этомъ прискорбномъ обстоятельстве, дотоле никогда не случавшемся. Горю ея, оханьямъ и аханьямъ, и укорительнымъ бичеванiямъ себя не было конца! Съ сильною душевною тревогою, убитымъ видомъ и подавленнымъ чувствомъ возвращалась она изъ Ардатова въ Теплово въ твердомъ предположенiи, что крестьяне успели уже растаскать весь товаръ изъ лавки.
      Но каковы же были ея удивленiя и радость, когда она, подъехавши къ лавке, вдругъ увидела въ ней старца Iоанна Терентьевича, отъ котораго узнала потомъ, что онъ съ утра дежуритъ у нея въ лавке!
      - Ну, Дарьюшка, и отличилась же ты сегодня! Бросила все свое добро безъ запора и призора, да и ладно: берите, молъ, кому что нужно! - шутя и улыбаясь выговаривалъ онъ Силаевой, встречая ее. - Ведь лихiе люди легко могли обидеть тебя. Я нарочно спозаранокъ прибежалъ къ тебе съ Кутузовки, чтобы похранить твое добро, да побранить тебя хорошенько, чтобы ты впередъ не ротозела такъ!
      Силаева, поклонившись старцу въ ноги, стала горячо благодарить его: но последнiй резко и порывисто остановилъ ее:
      - Не меня, а Бога благодари, что Онъ вразумилъ меня придти къ тебе, - сказалъ онъ.
      Проживъ годъ на новомъ месте при Кутузовской общине ( теперь уже монастырь ) , старецъ Iоаннъ Терентьевичъ Яшинъ увиделъ, что во время водополья, благодаря пролегавшему вблизи низменному долу, вода широкимъ и глубокимъ потокомъ протекаетъ мимо его кельи. И вотъ въ виду этого явилась у него смелая и дерзновенная мысль использовать этотъ водопольный потокъ для образованiя постояннаго источника или пруда. Онъ, конечно, хорошо понималъ, что это дело требуетъ много времени и большого труда; но это не устрашило старца, и онъ, съ Божiею помощью и молитвами, вскоре приступилъ къ делу, начавъ прежде всего понемногу расчищать определенное для пруда место низины, снимая съ нея рыхлый илистый слой земли и добираясь до более твердаго грунта, а затемъ принялся уже и за сооруженiе плотины.
      До этого начинанiя распределенiе времени у старца было такое: молитвы домашнiя, чтенiе духовныхъ книгъ, совершенiе полунощницы, посещенiе церковныхъ богослуженiй и беседы съ приходящими; физическаго же труда со времени нарушенiя пчельника у него не было; теперь же этотъ недостатокъ былъ восполненъ.
      Но было бы ошибочно думать, а тем более утверждать, что старецъ при этомъ начинанiи имелъ въ виду лишь одинъ физическiй трудъ, какъ средство для укрепленiя здоровья, или иныя какiя- либо личныя м а т е р i а л ь н ы я побужденiя. Нетъ, главная и руководящая цель его при этомъ была - не моцiонъ и не утилитарныя побужденiя, а нечто более дорогое и ценное, что прикровенно скрывалось за этимъ трудомъ, а именно: онъ въ смиренiи и простоте сердца приготовлялъ облагодатственное молитвами и трудами до пота лица наследiе, которымъ имелъ въ виду по кончине своей наделить своихъ дорогихъ, глубоко преданныхъ ему обитательскихъ насельницъ. И эта скрытая лелеянная мечта его не только по кончине его, но и еще при жизни его стала уже осуществляться; а съ кончиною его еще более и шире вынаружилась проявленiемъ благодатныхъ исцеленiй отъ его источника. Недаромъ старецъ такъ много прилагалъ старанiя и заботъ о своемъ прудике, что даже въ самые последнiе дни своей жизни, когда оповестилъ уже сестеръ обители о близкой кончине своей, все еще продолжалъ трудиться и заботиться о судьбе прудика своего, опуская мешечки съ камнями вдоль плотины для укрепленiя ея отъ напора водопольнаго разлива.
      О кончине своей старецъ предсказалъ сестрамъ обители за неделю в передъ, будучи еще на ногахъ и настолько еще твердъ, бодръ и подвиженъ, что трудно даже верилось сестрамъ что предсказанiе его исполниться.
      Когда же старецъ за несколько дней до кончины заявился къ местному священнику съ просьбой совершить надъ нимъ таинство елеосвященiя, то последнiй тоже былъ весьма озадаченъ его просьбою, видя сравнительно бодрый видъ просителя, и просилъ повременить еще съ совершенiемъ этого таинства: но по настоянiю настоятельницы общины Марiи, таинство елеосвященiя немедленно совершено было надъ Iоанномъ Терентьевичемъ съ особою честiю въ настоятельскихъ покояхъ.
      Прежде чемъ говорить о последовавшей кончине старца, мы считаемъ важнымъ и нужнымъ, въ видахъ более яркаго и всесторонняго освещенiя духовной личности его  и подробностей кончины его, привести здесь еще воспоминанiя о немъ сестеръ Кутузовской обители, которыя оне письменно и устно сообщили пишущему эти строки въ минувшую св. Четыредесятницу. Эти краткiя воспоминанiя особенно ценны и дороги тем, что даны теми именно живущими инокинями, которыя въ бытность старца при обители пользовались его духовными беседами, наставленiями и прозорливыми предсказанiями.
      Отметимъ изъ нихъ более яркiя и характеристичныя по содержанiю.
      Настоящая достоуважаемая игуменiя Кутузовскаго Богородицкаго женскаго монастыря мать Феофанiя, отличающаяся духовною ревностiю и глубоко почитающая память старца Iоанна Терентьевича Яшина и искренно верящая въ действенность его загробныхъ молитвъ, сообщила следующiй достоверный фактъ прозорливости старца:
      - Будущи еще молодой послушницей,- передаетъ она, - я, вместе съ другой молодой послушницей А.М-ковой, клиросной певицей, пришли въ зимнее время къ старцу въ пустынку. Старец ласково встретилъ и приветилъ  насъ, усадивъ на лавку. А затемъ, смотря не то въ окно, не то на насъ, произнесъ следующiя знаменательныя и памятныя слова:
      - Ну, зачемъ, зачемъ ходить и лазить целикомъ по сугробамъ? Ведь есть проложенныя и расчищенныя дороги: ну, и нужно ходить по нимъ! А кто лазитъ целикомъ по сугробамъ, - знай, что легко и скоро сгубить себя!..
      Мы, молодыя послушницы, переглядываясь въ недоуменiи между собою и посматривая въ окно, не понимали, кому это старецъ говоритъ- намъ ли, или кому другому; причемъ мы предположили  и то, не къ прiемному ли мальчугану старца Тимофею, где- либо находящемуся вблизи, относились эти сказанныя старцемъ слова? Но, увы! около пустынки никого не видно было, да и далеко искать кого- либо совсемъ не требовалось, такъ какъ это прозорливое старческое предостереженiе прямо и относилось къ одной изъ насъ! И последнее, къ несчастiю, вполне оправдалось и скоро сбылось на А. М- вой, которая действительно вскоре самовольно сошла съ монастырской торной дороги и начала безстрашно ходить и лазить целикомъ по мiрскимъ житейскимъ сугробамъ и... сгубила себя!..
      Той же обители монахиня Виталiя, бывшая въ мiре Евдокия Васильевна Казакова, изъ бывшихъ своихъ отношенiй к старцу I.Т.Яшину сообщаетъ следующее:
      - По прожитiи въ обители семи летъ, - повествуетъ она,- меня началъ сильно смущать помыслъ - уйти изъ монастыря домой на родину. Промучившись долгое время этимъ помысломъ, я никакъ не могла побороть его и решилась, наконецъ, въ одно время, на следующiй же день оставить обитель. Но какой- то внутри меня таинственный голосъ внушалъ мне сходить къ старцу Iоанну и разсказать ему мучившее меня смущенiе. Я послушалась и отправилась. Прихожу къ нему, а онъ такой радостный и веселый встретилъ меня и сейчасъ же предложилъ мне угощенiе: медъ и лукъ. Перваго я поела, а лукъ не стала есть; но старецъ советовалъ мне взять его съ собой. Про смущенiе же мое онъ сказалъ, что оно скоро пройдетъ и не будетъ больше мучить меня. По приходе отъ старца въ свою келью, я тотчасъ же почувствовала недомаганiе, а на следующiй день и совсемъ заболела лихорадкой, которая и мучила меня два месяца слишкомъ. Наконецъ, собравшись как- то съ силами, я съ большимъ усилiемъ побрела къ о.Iоанну и стала какъ бы съ укоромъ разсказывать ему, что по приходе отъ него, вотъ третiй месяцъ уже, какъ забиваетъ меня лихорадка. Онъ же, улыбаясь и какъ бы сделавъ на лице выраженiе:"такъ тебе и надо", сказалъ мне:"Иди, искупайся въ моемъ пруде, и болезнь твоя пройдетъ". Я послушалась старца, искупалась въ его прудке и выздоровела. И вотъ съ техъ поръ 24 года прошло, и я ни смущающихъ меня прежнихъ помысловъ, ни лихорадки, которая, къ слову сказать, частенько насъ посещаетъ, более не испытывала .
      Читайте часть 3.

Яшин, Теплово, Яшин Иван Терентьевич

Previous post Next post
Up