Как
На всем протяжении пребывания на острове в локальном ареале обитания на глаза постоянно попадались странные тушки, парящие на неких обычно сильно ярких тряпочках высоко в небе. Странными тушками оказались парапланеристами обыкновенным, а странные не падающие парашюты - соответственно парапланами. Хотя на местном наречии эти аппараты называют параглайдерами. От двух слов - парашют и глайдер.
Самое необычное в этом то, что до совсем недавнего времени в голову не приходила мысль - « а нам бы в небо…». Как то же они туда забираются. Но вот неожиданно что то щелкнуло в голове и гугел был вынужден открыть все парапланерные тайны.
Оказалось что местный ареал очень хорош для такого вида времяпрепровождения. И это принесло наличие нескольких школ буквально в 10 минутной доступности. После небольшого поиска были выбраны две школы на расстоянии 0.5км друг от друга. В итоге повезло той школе, в офисе которой на третий заход удалось застать живых людей, а не привычную табличку «ушли летать».
Хотелось посмотреть в глаза и поговорить о том - о сем, прежде чем наживать кнопку «купить сейчас» на веб-сайте. Как ни странно повезло тем, у кого веб сайт сильно попроще в оформлении, но зато просто и доступно описано -
«будем учить до лицензии!» airworks.co.uk (с) против «10 дней занятии» у других. Лицензия Club Pilot дает право летать в местах, где организованно и под присмотром боцмана клубятся такие тушки в небе - в общем вполне ок для начала.
День 1.
Немного теории. Глайдер или крыло есть воздухонепроницаемая тряпочка, принимающая форму крыла за счет надува себя набегающим потоком воздуха. Минимальная скорость необходимая для возникновения достаточной подъемной силы где-то 25 кмч. Максимальная полетная скорость зависит от класса аппарата и прочих фишек и находится в диапазоне 40-55 кмч. Дальше можно привести 101 график зависимостей всего от всего - в частности подъемной силы от угла атаки, разных сопротивлений, скоростей и прочее прочее, но пока не буду :)
Так вот о скорости - самое важное это понимать, что речь идет о скорости относительно воздуха (привет самолету на конвейерной ленте :) Что же до скорости относительно земли - то тут все во всей красе относительно :), но самое главное крылу на нее совершенно наплевать.
План на день 1. узнать как не умереть сразу - т.е. как правильно падать в случае если надо падать по парашютному, расписаться в 101 месте и получить почетное звание «pilot in command» что означает куда сам полетел - там сам в своей смерти и виноват :). И начать пользоваться крылом в мелких полетах подскоках.
Еще теории - о конструкции крыла - к седушке… которая бегает на вас верхом, крыло прикреплено стропами, а для управления приделаны доп линии. Технически эти линии меняют форму крыла, что влияет на подъемную силу и что наиболее заметно - меняют линейную скорость. Посему называют их brakes. Хотя в русской терминологии их вроде называют клеванты.
Прибыли на место, повалялись как настоящие парашютисты и начали приступать к «полетам». Как назло ветра практически нет - а это значит что все эти 20кмч добываются простым бегом с крылом площадью в 28кв метров над головой. Как оказалось это херовина становится крылом только когда она поднимается над головой, а вот весь путь от земли до зенита она является парусом.
Что бы облегчить задачу бегаем с горки вниз, ну а потом естественно тащим всю эту шляпу наверх. Что бы разогнать крыло бег исполняется в стиле торпеда - т.е. в позе зю - голова вперед, тело согнуто в половину, руки назад и вверх! Если руки не вверх - то они тянут клеванты вниз - а это тормозит крыло и оно не набирает скорость и не летит. Под бодрое инструкторское - «быстрее, быстрее!!! Шире шаги! Не прыгать вверх! Голову ниже! Руки выше! «ты вдруг находишь себя в ситуации когда полулетишь полубежишь со скоростью требующей мелькания ногами за ушами вниз по склону, а эта шляпа над тобой вяло думает взлетать или не взлетать.... ай пока не взлетать - плохо бежит стревец :).
Так же в первые пару запусков дали вспомнить уже забытое ощущение студенческой поры на экзаменах - когда после получения вопроса ты неожиданно обнаруживаешь в голове звенящую такую оглушительную пустоту - этакий ступор J. И хотя все знаешь, но чтобы знания предъявить надо в момент этой звенящей пустоты ее осознать и начать шевелить мышцами мозга дабы из нее выйти.
Через пару забегов приходит понимание стиля «банзай!» крыло решает, что пора лететь и поднимает тушку на метров 5 над склоном, после чего радостно пытается устремиться в сторону ближайшего дерева… но дерево далековато, а клеванты то в руках! - так что от нас не уйдешь! тормоз! и мы уже на земле.
Пара-тройка часов бега с горки и заволакивание оборудования обратно на жаре и безветрии почти прикончила всех желающих в небо. Все были в мыле, но те 4-5 «полетов» по 10-20 секунд вроде как давали надежду. Хотя общее ощущение - эта хрень скорее не летает, чем летает и чо-та как-то «ну и чооо?».
Картинка тряпочки для полетов
и картинка всего "самолета"
День 2.
Случился буквально на след день. На сегодня в планах развить успех, посему лезем на ту же горку. На первое же восхождение тело намекнуло - вы е#$^улись? чо пять?!
НО! Сегодня дует ветер! Не сильный, но заметный и оказалось это сильно меняет картинку происходящего. Уже не нужно вчерашних инструкторских «бежать надо как Стиг!» - достаточно 5-6 хороших широких шагов и крыло начинает лететь! Создается впечатление, что лошадь то не такая уж дикая и строптивая :). Делаем 3-4 итерации с полетами уже на высоте 5-10 метров по секунд 20, успевая даже выполнить некие поворотные маневры. После чего курсантам «день-2» говорят паковать крылья и в мини-вэн - смена позиции!
Смена позиции оказалась банальным забросом нас на вершину холма у подножия которого мы вчера и сегодня подскакивали. В общем холм такой нормальный метров 150 перепада высоты к подножию. По крутизне на хорошую красну - ближе к черной лыжной трассе… с кустами и деревьями. Так же на верху оказывается ветер дует повеселее. Тут мы поняли, что теперь бежать надо будет от сюда в… туда. В общем на лыжах я бы съехал, а вот с херней которая может полетит, а может и нет чо-та как то стремновато…
Но что делать? :) - зафиксировался в подвеске, получил инструктаж куда лететь, куда не лететь - ага как будто это от меня зависит :) Команда беги! - побежали с крылом вниз ... ну в общем крыло через 3-4 шага 2 «в пропасть» решило, что надо лететь, а то же вряд ли из этих кустов и деревьев его не разодранным на ласкутки достанут.
Полет со стартом на высоте под 100-150 метров дает где то 2 минуты в воздухе, в течении которых:
- очен крута - летим!
- местами воздух движется вверх и это доставляет! не только подъем аппарата повыше, но и ощущение «так вот как ты северный олень - параглайдинг».
- по радио выдаются команды - на лево, на право прямо, готовимся к посадке. Для тех, кто не овладел навыками управления, команды упрощаются до «левую руку ниже! правую выше!» причем громкость и тон явно коррелирует с вероятностью для пилота одеться на дерево или улететь в свинарник на соседнем поле :).
В общем, оказалось все просто - делаешь то что тебе говорят по радио и все кончается хорошо. Зато теперь совершенно понятно что именно ощущают радиоуправляемые самолеты, вертолеты, машины и прочие роботы :)
Выполняем еще одну итерацию - полеты начинают реально доставлять. Совсем другое дело этот параглайдинг по сравнению с день-1 - появилось чувство, что крыло скорее летит, чем не летит и с большего рулится в воздухе оно тоже вполне предсказуемо. Правда на этой итерации один коллега по несчастью чуть не улетел в поле с колючками и дабы этого не делать приземлился по ветру - а это где-то 20-25 кмч от крыла и плюс примерно 10-15кмч от ветра - так что встречаться с землей ему пришлось на скорости километров под 40. Так быстро бежать у него не получилось, но зато пригодилось все выученное и многократно опробованное им в парашютном деле.
Третья итерация ознаменовалась тем, что на гору мини-вэн больше не ездил, но ходил пеший транспорт. После подъема оказалось, что ветер начал менять направление и пока я сел отдышаться тот же коллега успел одеться в подвеску и под руководством инструктора начать третий старт вниз. В общем… им бы стоило переждать наверное немного или что - но я наглядно со стороны пронаблюдал как крыло сказало «неа» - чел пробежал метров 20 «отвесно» вниз в направлении кустов и деревьев - и когда стало понятно что как бы «не взлетит», а если и да то оденется на дерево - по радио прозвучало аборт! аборт! и чел положил крыло боком на склон как учили и остановился.
Ну и вот просмотрев в живую репортаж от крыла «если ветер в спину - я не буду! » на краю обрыва стою на старте я :). Там конечно и чел немного не правильно выполнял позу зю - так что дело не только в ветре и крыле, но видно что инструктор как-то явно насторожился. Ну это вспомогательный инструктор для запуска - ему можно. Говорит: стартуй когда будешь готов… и тут я чем то начинаю чувствовать, что надо подождать… пока подует в рожу, а не спину :) ибо ветер как бы пляшет - морской бриз в спину начинает набирать к вечеру силу. В общем небольшая театральная пауза секунд на 30-40 под вопросительный взгляд инструктора - и вот он задул как надо и я стремглав побежал. Дальше все так же как прошлые два раза - оно полетело, хотя 3-4 шагами не ограничилось в этот раз - метров 8-10 пробежали … - главное верить в аэродинамику и «бежать как Cтиг» :)
По выходе день-2 дал попробовать как оно в самом деле летает и в чем вся фишка этого дела. Кажется, начала появляться зависимость…
День 3
Этого дня пришлось ждать неделю! Потому что дуло не правильно - то сильно, то не с того направления. Так как расположение холмов строго фиксировано, то летать можно только при «правильных настройках» погоды. Так же оказалось, что наркотик «летать» очень сильный и привыкание вырабатывается за 1-2 раза. Highly addictive написано на веб сайте, но как то неожиданно, что так сильно то!
Но вот звезды совпали и погода летная. С утра залезли на новый холм тоже метров 200 перепада - на верху реально задувает. Инструктор взял крыло, слетал в небо и вернулся прямо к нам - сказал «нет» и дело не в ветре, а в сильных восходящих потоках. Типа кончится тем, что вас с крылом потянет верх, вы начнете постепенно удаляться вдаль, и улетите… и больше вас никто никогда не увидит... Спускаемся с холма к подножью заниматься ground handling - управление крылом на земле без размашистых полетов. В общем, капризное это крыло и строп 100500, но постепенно становится легче и приходит понимание (очень легкое) за что и куда тянуть для того или иного маневра. Так же приходит понимание (очень сильное) что еще учиться и учиться пока крыло станет послушным скакуном...
Выпустили 7 потов - пришло время остановиться на обед. После обеда поехали в новую точку - на берегу моря. На точке тусит стая аксакалов - у всех продвинутые крылья, все взлетают и садятся на счет один. В общем детский сад привели в цирк :). Так как это только день-3, а рядом море, ветер сильноват, в небе движняк, а место старта-посадки совсем даже не огромное решили что все же нет и поехали к утреннему холму. Там по прогнозу должно поутихнуть
Опять лезем на верх… начинает волновать вопрос: когда закончится эта секция альпинизма? :). Как и предсказывал прогноз к вечеру ветер немного отпустило и «день-3» может быть запущен - от инструктора это звучит как «запускаемо» - вперед! Задача на полет - т.е. вопрос «о взлетит/не взлетит» не рассматривается - ну инструктору виднее :)
- летишь туда
- потом туда
- на провода, жд дорогу, в речку, ручей, деревья, коров с телятами не падать
- посадка вон там - в 100 метрах от коров с телятами
- впред!
Запуск - летим. Ждем радиуправляения :) - и тут оказывается, что оно не так уж и хорошо работает - то слышно, то нет, то не разобрать. Накрывает ощущение «ээээ ииии ммм - и чо?» Берем себя в руки :) и начинаем рулить «по плану». В коров не долет метров 300, но и в речку не попал, ручей с траншеей правда в 5 метрах, но штанга не гол :). В общем все удачно - пакуемся и опять альпинизм.
Через 20 минут альпинизма опять запуск - в этот раз радиуправление дало ЦУ по полету в зоне восходящих потоков - так что даже немного поиграли во взрослых параглайдеров. Пока играли - коровы расползлись по всему полю для посадки. Радиоуправление выдало новое целеуказание - пару зигзагов, заход на новый маневр «поворот покруче в виде S» и приземление. Чуть жестче чем обычный кошачий вариант - не угадал с моментом когда «нажать на тормоз», точнее потянуть за него :).
Выхлоп на день-3
- альпинизм прогрессирует, потому что летать надо выше, а пока для этого надо лазить по склонам
- время проводимое в воздухе, стало приближаться к 4-5 минутам.
- от полетов зависимость явная - мысли «а вот на м3 или порхе хорошо было бы …» теперь вызывают только легкую ухмылку
- готовим бабло на оборудование - по получению лицензии придется раскошелиться.. пока же летаем на школьном.
запускательное место
Последние наставления перед запуском, радиоуправление из рук не выпускается (инструктор не наш)
День 4.
С утра сдал бумажный экзамен на EP (Elemetary Pilot)… эээ - ну где то звание «пол-пилота» в общем :). Прав особых не дает - но при случае паузы или перехода в другую школу начинать уже не с нуля. В школе утро в 9 начинается - до 11 дождило, после чего полезли на привычную гору Кабурн.
Т.е. как обычно сначала 140 метров вверх альпинизма. На верху немного дует - как раз в самый раз. В плане:
- посадка на горку
- посадка на склон
- посадка в заданную точку
- парение динамическое и термическое
- «большие уши»
- контроль продольной раскачки
Что пойдет то и делаем - по сути, почти весь курс CP (Club Pilot).
Началось не плохо - удалось полетать туда сюда вдоль горки на динамическом парении. Потом оделся на горку - под оживленное «поварачивай! поварачивай!», но не в мегафон, а в рацию :). В смысле в склон лететь не надо - надо от него отворачивать. После усвоения сей премудрости - перешли к посадкам на горке. Первый раз ок, второй раз параглайдер оделся на забор уже после посадки, потому что надо быстрее решать или опять взлетать пока не упало :) или уже гасить купол. Потом две посадки на склон - тоже ок. Хотя заметно, что далеко не все конфигурации полета пока поддаются обработке - часто приходится подстраиваться, а в реальности для этого не всегда есть время-место.
В процессе перелетов между взлетами-посадками подергали крыло за кончики, выкладывая «большие уши» - выкладываются. Потом по-раскачивали крыло продольно - раскачивается.
А потом накрыл жесткий альпинизм с посадкой у подножия холма упаковкой и «взбеганием» вверх. Где-то 840 вертикальных метров для неподготовленного организма за ~3 часа это чо та много. Пока прицельно падал вниз все ясно понятно и прикольно, но вот пока выполнял 6 раз альпинизм вверх так и не понял в чем его радость. Альпинисты - откройте секрет что ли? :). Прицельная посадка осложнялась мигрирующим по поляне стадом коров и быков. Говорят главное не садится на телят - остальное коровы прощают :).
К концу дня стало сильно получше с «обратным» запуском. Еще в процессе было нащупано парение, но все больше динамическое - термическое вроде было, но мало и не осознанно. А так, когда крыло ловко набирает +10 метров за пару тройку сек очень прикольно. Так же было интересно летать совестно с другими распугивая их красной ленточкой :). Ни один парапланерист не пострадал :). Этот пункт - полет в коллективе - тоже часть CP программы.
Если таким темпом пойдет CP где то совсем рядом. Операция «свой параглайдер» начинает приобретать стратегическое значение…
ждем - говорят самое главное умение это точно знать когда летать нельзя...
аэродромный быт
День 5.
Наступил сразу за днем-4. Вчерашний альпинизм немного напомнил о себе, но с большего вроде все живо в организме.
До обеда полетали на новом месте Бо-Пип - посадка на горке и прицельное пикирование. После обеда накрыло бризом с моря, что для Бо Бип означает ветер в спину. Так как никто 25кмч+скорость ветра бегать не умеет - вернулись к «домашней» горе. Кабурн как раз для бриза правильно поставлен. Выполнили 4 прицельных пикирования. Соотвественно 4 альпинизма :). Как не странно сегодня он давался легче - я так думаю если продолжать в том же духе то скоро перестану замечать эту горку :).
На последнем пикировании «на точность» один товарищ «день-2» сумел таки спикировать в речушку-канальчик с берегами в колючках. Очень удачно приземлился к самому берегу плюс подбежли те, кто паковал крылья - в общем спасли :). Говорят, это первый чел за 12 лет сумевший исполнить сей маневр. Ну хорошо что хорошо кончилось. Стали шутить на тему, что спас жилеты надо выдавать не только для полетов на побережье вдоль белых скал, но и для домашней горы.
Еще из приколов - какой то толстый и военный вертолет зачем то пролетел достаточно рядом с нами в направлении Истбурнского авиашоу и распугал планирующего работника BAA. Работник коварно запомнил бортовой номер и обещал наказать всех! :)
Учебный склон родного холмика Кабурн
Дни 6-7.
Пауза в неделю позволила набраться сил и впитать умения. Посему запуски и посадки стали получаться почти каждый раз. Точнее, посадки точно стали получаться каждый раз, а запуск такое дело - если не пошло может оно и к лучшему :). Вторая серия ground-handling так же оказалась очень полезной - оказывается строп на самом деле очень мало и каждая идет куда положено, а крыло довольно легко управляется в самых разных вариациях. В воздухе погоняли с акселератором - планка под ногами для изменения геометрии крыла. Увеличивает скорость полета ценой меньшей стабильности.
Еще обратили внимание на то что инструкторы 90% времени рассказывают о том как принудительно спуститься если вдруг начнет засасывать в небо вверх. Пока что не верим в существование этой проблемы :), потому как на текущий момент все больше тянет вниз и последующий альпинизм уже сделал всех сильными и крепкими.
Один раз под радиоуправлением ворвались в термопоток и полетали «по-взрослому» с остальными минут 5.
Так же дали полетать на параплане DHV 1-2 лохматого 2001 года выпуска - очень понравилось. До этого учился и летал 90% времени на Independence Pioneer - мягкий диван, с желеобразным управлением и ходом клевант в метр. Опробованное же APCO хоть и труднее запускается, но зато стабильное и отзывчивое крыло - очень понравилось.
Ну и в конце неожиданно оказалось, что вся книжечка заданий выполнена - получается, осталось только сдать теорию и «клубный пилот» в кармане.
летаем