Ценность нейтрального текста

Sep 03, 2015 14:03

Нейтральные тексты - то есть тексты, лишенные каких-либо эмоций и субъективизма - могут на первый взгляд показаться скучными. Меня часто беспокоил вопрос: почему в документах, компьютерных интерфейсах и прочих местах, рассчитанных на взаимодействие с большой массой людей, все так безвкусно и сухо? Почему приколов и актуальных тем нет вообще? Типа, недавно вошла в моду фраза "запилить", так почему нельзя использовать ее, например, в справке к работе с социальной сетью?

Недавно я понял, почему делать этого категорически нельзя. Точнее даже не понял, а прочувствовал. Постараюсь этим постом бесспорно доказать необходимость нейтральных текстов. Документы, инструкции, пользовательский интерфейс и подобные вещи связанны одной важной деталью. Они рассчитаны не просто на постоянное взаимодействие с большим числом людей разных возрастов и национальностей, а на постоянное взаимодействие с каждым человеком индивидуально. Возьмем в качестве примера компьютерную программу, рассчитанную на работу с одним единственным человеком. Программа проектируется и разрабатывается только под него. Скажем, под Петра Васильевича. В данном случае отпадает вопрос разнообразности аудитории, и можно включить всякие ништяки? Включим. Петра Васильевича очень порадует креативный подход к формулировке команд. Вместо меню Файл - Файл-хуяйл, вместо Вставить и Вырезать - Запилить и Выпилить. Действительно, очень необычно и развлекательно.

И вот встает необходимость Петру Васильевичу работать с этой программой ежедневно. Ну, скажем, смеяться он перестанет уже через день: над одной и той же шуткой смеяться приходится только однажды. Изо дня в день он будет видеть эти формулировки, и однажды они ему так приедятся, что начнут раздражать. Можно провести эксперимент, но я более чем уверен, что нейтрализация интерфейса будет для Петра Васильевича горой с плеч.

Так каков же секрет? Почему начнут раздражать? Потому что эти формулировки немногозначно направлены на одно - вызвать эмоции. Однажды они были успешно вызваны у Петра Васильевича. Возможно, дважды. Последующие разы шутки не будут вызывать эмоций. Однако шутки никуда не делись. Они вот здесь, они шуткуют. Искрометят и фонтанируют. Они требуют реакции. А ты уже не реагируешь. А они требуют. "Колобок повесился!" - кричат они. "Колобок повесился!" - требуют они.

Нейтральный обезличенный текст необходим там, где подразумевается, что его будет читать один и тот же человек несколько раз.

Теперь обратная сторона медали детали. Как набрать нейтральный текст так, чтобы его было приятно читать? А это уже наука. Ей обучают на филологических направлениях. Некоторым эти навыки прививаются с эрудицией и опытом.

По приведенным мной аргументам можно безошибочно определить, где можно включать фантазию и юмор. Статьи, блоги компаний, новостные ленты, почтовые рассылки. Да, они также рассчитаны на разношерстную аудиторию. Но выше мы выяснили, что это далеко не решающий фактор. Решающим фактором является то, что эти тексты рассчитаны на прочтение один-два раза и преследование цели изумить и очаровать аудиторию для этих текстов - благородный поступок с мощным рекламным подтекстом.

филология, шутки, копирайт, интерфейс, документация, реклама, документы

Previous post Next post
Up