Родовые травмы Советского Союза

Aug 04, 2012 13:00

Посмотрел я вчера старый фильм Говорухина "Так жить нельзя", снятый уже в относительно далеком 1990-м году. Фильм рассказывает про не особенно приятные стороны жизни позднего СССР: нищета, дефицит, взяточничество, проституция, теневой бизнес, рост преступности, многочисленные проблемы правохранительной системы, конфликты на национальной почве, бездуховность и потеря ориентиров. Проблемы те были не новы для страны Советов, просто в предыдущие годы о них не было принято говорить, а тут неожиданно наступила гласность. Не стоит списывать все на Перестройку - многие из проблем  конца 80-х уходят своими корнями далеко в историю СССР, а Горбачев наоборот пытался разобраться с ними. Как мы знаем, малоуспешно.



Прошло более двадцати лет с тех пор. Казалось бы, в обществе должно было выработаться критически-объективное отношение к семидесяти годам существования Советского Союза. Однако на практике преобладают настроения идеализации советского прошлого. Причем не только у молодежи, которая родилась уже в другой стране, но у тех, кто прожил значительный отрезок своей жизни в СССР. Сейчас они вспоминают про хлеб за 20 коп., молоко за 32 и докторскую колбасу за 2 руб. 20 коп. Но при этом забывают, как втридорога покупали у спекулянтов на толкучке сверхдефицитные импортные джинсы (которые еще не факт, что были действительно импортными, а не сшитыми в подпольном цеху), стояли очереди за тряпичным дерьмом, которое гордо именовалось кроссовками "Адидас". Да и что та же колбаса не всегда бывала на полках магазинов тоже забывают. Можно сколько угодно сейчас восторгаться фуд-дизайном иллюстраций в "Книге о здоровой и вкусной пище", но реальная ситуация на полках магазинов весьма отличалась от них.


Да, в том прошлом были замечательные моменты - победа в Великой Отечественной войне, первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе и первая орбитальная космическая станция, термоядерная бомба "Кузькина мать",  хорошо вооруженная боеспособная армия, державшая в напряжении своих геополитических противников. Однако были там и серьезные болезни общества. Причем часть этих болезней была у СССР с самого начала.

СССР был рожден Октябрьской революцией. Эта революция, по сути, прошла под лозунгом "все для народа", но реально в порождленной ею стране народ оказался самым ущемленным. Его активно использовали для различных социально-экономических экспериментов, по сути как расходный материал. Взамен давая в основном лишь объекты общественной гордости. Люди жили в бараках, вкалывали на великих стройках, не говоря уж о насильственной коллективизации и репрессиях, взамен им обещали относительно недалекое светлое будущее. Вроде бы даже дату обозначили однажды - 1980 год, но коммунизм в том году решил не наступать.  Все для народного блага без блага для народа - вот эта двуличность была миной замедленного действия, заложенной  самого основания советского общества. Его первой родовой травмой.

Не стоит забывать, что СССР был создан как совершенно новая государственная формация и долгое время отрицал все, что было до этого. Между прочим, Великая Французкая революция оставила Францию Францией, Английская буржуазная революция - Британию Британией, и даже немецкая революция начала 30-х, осуществленная нацистами, оставляла Германию Германией. Только обещала сделать ее великой. В этом отношении Великая Октябрьская революция была отличной. Она отбросила национальную составляющую, подменив ее классовыми понятиями, отбросила значительную часть прошлого России (правда потом пришлось к нему вернуться), объявила вне закона религию, уничтожила судебную и правохранительную системы. Полное отрицание прошлого, традиции, осуществление прекрасного и вместе с тем чудовищного социального эксперимента - это была вторая родовая травма Советского Союза.

Третья родовая травма СССР состояла в отрицании частного, личного в пользу общественного. "Я - последняя буква в алфавите", если кто помнит, прописывалось буквально зарубить себе на носу. Между прочим, в старорусском местоимению "я" как раз соответствовал "азъ", первая буква (данное понимание сохранилось практически до революции). Такой вот новояз. И почему мы после этого удивляемся всплеску индивидуализма в 90-е, который, будучи помноженным на последствия тотального дефицита, зачастую принимал гротескные формы. Сейчас многие заявляют про тлетворный культ потребления, пришедший с Запада. Но он лег на крайне благодатную почву всеобщего дефицита и отрицания личности, которая была как раз подготовлена самим Советским Союзом. Какой тут план Даллеса? В таких условиях цветастая упаковка "Сникерса" сама по себе оказывалась сильнее всякой ядерной бомбы.

По этому поводу вспоминается старый анекдот про то, как два мальчика переговариваются через Берлинскую стену. Первый, из Западного Берлина, говорит про то, что у него есть апельсин. Второй ему отвечает гордо: "А у НАС - коммунизм!"

В 1990-м шел отсчет последних дней СССР. Уже шел отчаянный поиск альтернативы. В том же фильме Говорухина на несколько секунд засветился Анатолий Собчак, рассказывающий о том, "как нужно жить". Демократы, поддержавшие Ельцина, предложили какой никакой проект будущего - и за ними пошли. Была попытка полного отрицания советского прошлого. Что произошло дальше - уже отдельная история, родовая травма новой России. Но уже к середине 90-х в отсутствие стабильности, условиях экономического кризиса, значительная часть населения захотела назад. Пускай там были пустые полки, очереди и промывка мозгов идеями социализма, но была какая никакая уверенность в завтрашнем дне и не было постоянной необходимости выживать. Новой власти пришлось пойти против своих же демократических принципов, чтобы удержаться и воспрепятствовать возвращению коммунистов.

Казалось бы, нулевые принесли некоторое ощущение стабильности и благополучие в общество. Однако непомерно разросшаяся коррупция, произвол правохранительных и судебных органов, новый экономический кризис, рост тарифов ЖКХ и прочая изнанка нового времени снова стали способствовать росту просоветских настроений. Отсюда и возросшая популярность левых партий (без Чурова Дума легко могла стать левой как минимум наполовину), проектов типа СССР 2.0 Кургиняна. Текущая власть, надо сказать, тоже пытается пользоваться этими настроениями, вытаскивая образ Сталина в целях пропаганды (правда на практике у нее получается такой кастрированный образ Советского Союза без социализма, ибо сама исповедует кривой бандитско-бюрократический либерализм).

В той стране прошло мое детство, в той стране я родился, ходил в садик, потом пошел в школу, успел пропитаться некоторыми идеями советской пропаганды, которая продолжала работать по инерции даже в первые годы после распада СССР. Это было, в общем-то, неплохое детство. Однако назад туда возвращаться уже не хочется - этап пройденный. То время давно уже нужно понять, разобрать его сильные и слабые стороны, перестать как отрицать, так и превозносить.

Ельцин, на злобу дня, Россия, государство, Кургинян, Путин, СССР, патриотизм, политика, экономика

Previous post Next post
Up