Прокремлевские СМИ обычно пытаются представить военный конфликт в Сирии как достаточно простую ситуацию с двумя прямо противоположными векторами, однако мои наблюдения за развитием ситуации там последние два месяца говорят об обратном: это очень многогранная ситуация, в которой сейчас ложно выделить какие-либо четкие направления в плане управляемости ситуации. Я бы не стал понимать все это так просто: мол виноват во всем Госдеп (вариант - сауды, евреи, турки, Путин, Иран и т.п.).
Ощущение, что разные стороны пытаются тянуть одеяло на себя, в итоге получается что-то вроде того, как муравьи тащат кусок сыра - все тянут, по сути, в свою сторону, но кусок сыра постепенно таки движется к муравейнику. Восток, знаете ли, вообще дело тонкое!
Активистка из Туниса предлагает выход для Сирии - "Секс-Джихад"
Поэтому можно скорее отслеживать общие тенденции:
- Борьба за демократию, каким представляли гражданскую войну в Сирии на Западе изначально, окончательно скатилась в более чем тысячелетний срач суннитов и шиитов. На данный момент 13 наиболее крупных группировок "Свободной сирийской армии" ("Аль-Нусра", "Лива аль-Ислам", "Ахраром аль-Шам", "Таухид" и т.п.) создали отдельный "Исламский альянс". А это не менее чем 75% сил, воюющих против Асада. В пору говорить о новом этапе конфликта.
- Среди группировок я бы выделил вовсе не распиаренную "Аль-Нусру", а "Лива аль-Ислам", которая, судя по имеющимся данным, является наиболее технически оснащенной и подготовленной среди повстанцев, например по части тяжелой бронетехники.
- Хотя прикинуть географическое распределение различных сил в Сирии сложно, имеющиеся данные показывают, что оно примерно совпадает с относительным расселением суннитов, алавитов, шиитов, христиан, друзов и курдов. То есть контролируемые ребелами районы в подавляющем свой большинстве - суннитские.
- Наиболее плотно населенные и промышленно развитые районы Сирии, где сосредоточены в том числе мощности местного ВПК, находятся под контролем официалов. Город Аллепо, по всей видимости, находится на линии фронта, однако сейчас ни одна сторона не может полностью установить над ним контроль.
- Упомянутая выше "Лива аль-Ислам" бодается с САА под Дамаском, но силенок на взятие города явно не хватает, их максимум - частичный контроль над пригородами, нападение на конвои, блокпосты и обстрел мирных кварталов. Сейчас им активно досаждает "Хезболла", которая вызвалась помогать властям Дамаска.
Со стратегической точки зрения вооруженной оппозиции явно не хватает авиации (та же проблема была в Ливии), эту задачу без поддержки с воздуха силами НАТО еще ни разу не удалось решить (но у тех же талибов в Афганистане авиация была). Частично эту проблему пытаются решить самодельными ракетами, недавно "Лива аль-Ислам" представила ракету с дальностью 80 км (заявленной), сию вундервафлю пустили, естественно, по Дамаску.- Еще одна тревожная тенденция - все чаще стал появляться флаг "Исламского Государства Ирак и Левант", а это уже заявка на пересмотр границ. Похоже на то, что ситуация начинает раскачиваться совсем в непредсказуемую сторону.
- Мировые державы, по ходу дела, больше настроены на набивание политических и иных очков, и правительство России здесь не исключение. То есть по факту на примирение сторон конфликта никто не работает, что печально.
- Четко видна тенденция сближения шиитов разных направлений.
- Интересно, что активно участвующую в разжигании конфликта Турцию российская пропаганда и МИД подчеркнуто обходят по большей части стороной, все гневные реплики и выпады - в адрес Евросоюза и США.
- По ходу дела, максимальный профит сейчас имеет Израиль, которому удалось стравить своих злейших врагов в одной горячей точке - пока "Хамас" и "Хезболла" с удовольствием выпиливают друга, евреи могут спать спокойно.
Флаг "Свободной Сирии" теперь можно увидеть крайне редко - куда чаще черное знамя Джихада
Вывод в целом неутешительный - развязки ситуации в ближайший год явно не предвидится. Причем победа Асада представляется более предпочтительной, чем победа исламистов - в таком случае на территории Сирии появится весьма буйное нечто, типа Афганистана при талибах.