2016 год выдался нелегким для памятников архитектуры в Ростове-на-Дону. Так, в первую половину года активно обсуждалась судьба Парамоновских складов: в январе там была разобрана любимая ростовчанами купальня. Несмотря на существующий проект о ее благоустройстве, жители Ростова обеспокоены тем, что объект могут полностью снести или воссоздать некачественно. Затем, в июле этого же года был демонтирован фасад здания кинотеатра «Россия». Как и в случае с Парамоновскими складами, власти города утверждают, что облик кинотеатра будет полностью воссоздан, и он станет действующим.
Несмотря на реконструкцию ряда исторических зданий в городе за последнее десятилетие, многие из них остаются в плачевном состоянии. Кроме того, что ряд из них по разным и зачастую непонятным причинам не имеет статуса «памятник архитектуры», ситуация осложняется неподписанными проектами об охранных зонах. По словам руководителя Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Александра Кожина, эти документы были тщательно разработаны более десятилетия назад, но властями на местном уровне не подписаны, а соответственно не имеют силы и не могут защитить тот или иной объект культурного наследия.
Радует то, что уходящий год для памятников архитектуры стал все-таки не только плохим. Так, 3 октября 2016 года в закон об объектах культурно наследия были внесены важные поправки. Согласно им, вокруг архитектурных памятников и ансамблей отныне существуют временные защитные зоны, которые запрещают строить новые объекты ближе, чем на расстоянии 100 метров. Нередко такое строительство становится причиной деформации соседних зданий. Как отмечает Александр Кожин, если бы этот документ был подписан раньше, можно было бы избежать, например, строительства стеклянной высотки рядом с памятником архитектуры мельницей купца Ф. Н. Солодова на Газетном 47. Кроме того, что новое здание построили вплотную к старому, этот памятник также разрушили и некачественно воссоздали. Второй пример подобного строительства - высотка рядом с домом Врангеля на Газетном 8. С этого исторического здания и стоит начать список памятников архитектуры, которые без принятия необходимых мер, Ростов может потерять.
Дом Врангеля, переулок Газетный 8.
Здание было построено в 1885 году. В этом доме, в детстве, жил один из главных руководителей Белого движения Петр Врангель. Памятник архитектуры имеет сложную судьбу: в 2006 году его передали Ростовской епархии, которая планировала сделать там музей. Однако она лишь заменила кровлю и поставила пластиковые окна, которые не соответствуют историческому облику здания. Сделано это было перед продажей здания новому собственнику - ООО «Управление механизацией». Здание ветшает без ремонта.
Доходный дом В. Кисина и И. Фроймовича, ныне - Доходный дом В. Р. Максимова, улица Московская 72.
Предположительно построен в 1899. Здание имеет сложную судьбу со времен Великой Отечественной войны: часть его была уничтожена бомбой. Кроме того, что здание находится в плохом состоянии, существует и другая проблема - у памятника изменили адрес, сделав его тройным. Раннее дом Даниловой на Пушкинской уничтожили, разделив на два адреса, подобным же образом - дом Антимонова на Темерницкой. Манипуляции с изменением названия и адреса нередко становятся поводом, чтобы в итоге заявить: никакого памятника здесь и не было, здание сносу подлежит. В настоящее время в доме хотят сделать музей, но дело дальше идеи не продвигается.
Дом купца Максимова, проспект Семашко 21/60.
Построен в 1840-м году. Здание имеет богатую историю: в середине 19 века там размещалась городская дума, суды, мещанская управа. Кроме этого там служил приказчиком, а затем арендовал лавку П. Е. Чехов - отец всем известного писателя. В настоящее время вокруг здания нагромождены павильоны, подстроены и перестроены входные узлы, что может привести к повреждению здания.
Здание редакции газеты «Приазовский край», пересечение улица Большая Садовая и переулка Братского.
Построено в конце 1880-х годов. В конце 19 века там размещалась редакция известной газеты «Приазовский край», в которой там же работали писатели А. И. Свирский и А. Серафимович. Для здания представляет опасность то, что его владельцы не подписали охранные обязательства. В связи с этим его реставрацией по сути никто не занимается, дом с полуразбитыми окнами пустует.
Доходный дом О. С. Павленковой, улица Станиславского 36.
Построен в конце 19 века. В 2015 году в доме случился крупный пожар, что привело к расселению людей. В настоящее время выставлен на торги. От дома остался только фасад. Возможно полное разрушение в связи с крайне плохим состоянием.
Однако кроме отсутствия реконструкции есть и проблема неграмотного ремонта памятников архитектуры в историческом центре Ростова-на-Дону. Многие здания стилизованы на современный лад и уже отдалено говорят нам о дореволюционной эпохе.
Александр Кожин отмечает, что, к сожалению, редко используется самый лучший способ реконструкции - чистка и пропитка фасадов, которая сохраняет здание в первозданном виде. Наиболее часто применяют штукатурку в технике короеда или покраску под кирпич. Так и теряют здания свой исторический облик.
Дом К. А. Ворожеина (Дом П. Масалитиной), пересечение улицы Большая Садовая и проспекта Кировский.
Построен в 1890-м году. В 2012 году прогремел скандал, связанный с неграмотной покраской и оформлением этого памятника архитектуры. Реставраторы отступили от согласованного проекта. В настоящее время зданию вернули старинный кирпичный облик, однако башня так и осталась выкрашенной в другой цвет.
Здание Школы домоводства и кулинарии, переулок Семашко, 51.
Построено в 1898-м году. На тот момент это была единственная в Ростове практическая школа кулинарного искусства и домоводства, которую открыл предприниматель Н. И. Токарев. Дом был выполнен в особенном стиле - неорусском. Сейчас архитектурные элементы традиционного русского орнамента уже не так угадываются на здании из-за современной серой покраски.
Дом на Газетном 56, где жил ростовский ученый Юрий Жданов, также не может похвастаться красивым фасадом - на верхних этажах сделаны несоразмерные пластиковые балконы, выбивающиеся из архитектуры здания.
К счастью, в Ростове есть и ряд памятников архитектуры, которым повезло.
- В Ростове немало зданий, которые попадают к достойным владельцам. К ним относится доходный дом купца Пилипенко на Семашко 27. Сейчас этот памятник архитектуры находится не в очень хорошем состоянии, но сохраняет первоначальный колоритный облик, и к нему есть грамотный проект реставрации. Бывает и так, что именно благодаря исключению здания из реестра памятников архитектуры, избегая процедур согласования, владелец может максимально хорошо привести его в порядок. Такая история сложилась с домом на Большой Садовой 89, построенного к юбилею правления Романовых, и со зданием Ростовского общественного собрания на Пушкинской 114, - рассказывает Александр Кожин.
Одним словом, ситуации с ростовскими памятниками архитектуры совершенно разные и неоднозначные. Проблемы не ограничиваются отсутствием реконструкции, что может привести к разрушению здания. Неграмотная покраска также уничтожает его - тот уникальный вид, который дом имел с самого начала. В свою очередь, одним зданиям статус памятника архитектуры необходим для «выживания», а другим - напротив может мешать. Абсолютно только то, что каждому памятнику архитектуры нужен владелец, который понимает ценность исторического прошлого и видит необходимость его сохранить.
Кому интересно - больше фотографий на 161. ру