В Турции недалеко от города Конья посреди равнины, отделенной от Средиземного моря горами Тавр, возвышается небольшой холм, называемый по турецки Чатал-Хююк. Ну, как небольшой, с половину Московского Кремля по площади. Этот холм полностью искусственного происхождения. Он образован развалинами тысяч домов из сырцового кирпича. Поскольку за время существования поселения поверх старых домов часто строили новые, на этом месте накопилось столько строительного материала, что образовался холм.
Археологи много лет изучают Чатал-Хююк, но он настолько велик, что по сути копать тут только начали. Впрочем, и того, что раскопали уже достаточно, чтобы сложилась картина жизни древнего поселения. Согласно углеродным датировкам люди здесь жили примерно с середины VIII по середину VI тысячелетия до н.э. Они строили дома из сырцового кирпича, употребляли в пищу злаки, быков, коз и овец - стандартный набор продуктов земледелия и скотоводства более поздних эпох. Но самое удивительное в Чатал-Хююке - это его размеры. Археологи полагают, что в лучшие времена здесь жило до 10 тысяч человек, и большую часть времени существования поселения никак не меньше 5000. Население крупного российского райцентра. Закономерно возникает основной экологический вопрос, как и чем могло прокормиться такое значительное население во времена мезолита?
Версию об охоте и собирательстве можно отмести сразу. 10 тысяч человек съели бы все, что движется и растет съедобного в радиусе 40 км за считанные недели. Еще через месяц несъедобное тоже бы съели. Вариант растениеводства, а уж тем более животноводства также не подходит. По той же причине. Тем не менее, жители Чатал-Хююка, как показывают археологические данные, могли себе позволить и мясную и растительную пищу. Они употребляли пшеницу, горох, ячмень, а также миндаль, фисташки и фрукты. Серьезную роль в рационе этих людей играли уже одомашненные к тому времени овцы и козы. Но археологами были обнаружены также останки лошадей и оленей, которые по-видимому принадлежали к дикой фауне. Помимо этого найдены и останки крупного рогатого скота. Интересно, что бык в Чатал-Хююке уже приобрел культовое значение, как у многих древних народов Европы и Западной Азии. Но по-прежнему неясно был ли одомашнен крупный рогатый скот. В любом случае десяти тысячам пастухов было бы явно неудобно жить постоянно на одном месте.
Чем же занимались жители Чатал-Хююка, и что заставляло их жить оседло, причем в условиях довольно плотной застройки? Может быть то была столица какого-то очень древнего государства и в ней жили воины и придворная челядь, кормившиеся за счет сбора дани с окрестного населения? Но в Чатал-Хююке не обнаружено ни каких-либо оборонительных сооружений, ни дворцов или чего-то подобного. Все дома имеют примерно одинаковые размеры и нет каких-то особенно выделяющихся, которые можно было бы интерпретировать как дом военного вождя.
Ученые очень осторожно подходят к объяснению феномена Чатал-Хююка. Их понять можно, наука - все же дело ответственное. Поспешных выводов в ней не принято делать. Для всего нужны факты и доказательства. Мало ли как там было дело. А вдруг мезолитические жители Анатолийской равнины владели какими-то особенными высокоэффективными приемами сельского хозяйства? Или, может, их снабжали инопланетяне?
Но мне, с моей дилетантской точки зрения все же кажется, что такая концентрация населения в Чатал-Хююке стала возможной благодаря тем же самым причинам, которые позволяют существовать любым сколько-нибудь крупным населенным пунктам с древнейших времен и до наших дней. Дело скорее всего в том, что именно в этом месте, сложился и постепенно закрепился в традиции центр, где люди могли обмениваться продуктами и различными изделиями. Проще говоря, возник рынок.
В пользу торгового центра говорят археологические находки. В Чатал-Хююке было найдено большое количество изделий из обсидиана, который происходит с потухших вулканов Каппадокии, расположенных в 190 км от древнего поселка. Конечно, это расстояние - ерунда. Еще в палеолите люди таскали камень и обменивались им на далекие расстояния. Но в Чатал-Хююке были найдены предметы, доставленные и из более отдаленных мест. Это и кремень из месторождений в Сирии, и древесина с Таврских гор, и даже раковины с побережья Средиземного и Красного морей. Все это говорит о том, что торговля, или правильнее будет сказать обмен, велся очень широко.
Обсидиановое зеркало из Чатал-Хююка. Дорогая вещь для мезолита.
Обсидиановый нож из Чатал-Хююка
Появление торговли было очень важным этапом. Отныне результатам труда, по крайней мере выраженным в вещественной форме, можно было давать объективную оценку. Впервые труд стал измерим. Теперь можно было сказать: стоимость вот этой овцы равняется стольки-то обсидиановым ножам, а вот эта красивая раковина стоит столько-то корзин с зерном. Конечно, до точности было еще далеко, но тем не менее уже появилось четкое понимание, что одни вещи стоят больше, а другие меньше.
Для того, чтобы существовал город, мало было только меняться раковинами и обсидиановыми ножами. Прежде всего было нужно, чтобы продовольствие стекалось сюда с большой округи. А для этого люди, населяющие прилегающие к городу области, должны были производить продовольствие не только для своего собственного потребления, но и для обмена. Другими словами, должно было существовать товарное производство продовольствия. Хотя "товарное" - слишком сильно сказано. Может быть правильнее будет сказать "избыточное".
Это кажется очень легким требованием. Но с экологической точки зрения все далеко не так просто. Имея достаточно пищевых ресурсов и не испытывая пресса со стороны хищников популяция людей, как и любых других организмов, достаточно быстро растет. Достигнув предела емкости экологической ниши, люди используют все доступные ресурсы. Наступает наше любимое стационарное состояние "гармонии с природой". В таком состоянии плотность населения такова, что все наличные ресурсы используются и никаких излишков, которые можно было бы принести на рынок для обмена вообще-то нет. Даже если в определенные периоды, например в урожайные годы, излишки появляются, это ничего не меняет. Ведь следом наступают тяжелые голодные времена, когда деревенским жителям уже не до обмена продуктов на безделушки, самим бы не околеть.
В таких условиях постоянное городское поселение не может возникнуть и просуществовать достаточно длительный срок. Значит, только в особых "неравновесных" условиях, когда рост производства продовольствия происходит настолько быстро, что население не успевает вырасти, возможно возникновение и рост городов. Не стоит удивляться, что подобные условия сложились как раз тогда, когда люди открыли для себя широкие перспективы преобразования природы, путем посева ценных злаков на новых участках и увеличения поголовья овец и коз.
Протогородское поселение в Чатал-Хююке просуществовало около двух тысячелетий. Потом оно куда-то исчезло. В регионе плодородного полумесяца появлялись и другие протогорода. Например, Иерихон. Тот самый, который много тысяч лет спустя, согласно библейской легенде, евреи разрушили звуками труб. Но то было на закате бронзового века, а в неолите Иерихон был одним из первых городов, а может быть и самым древним из ныне существующих.
Тем не менее, появление протогородских центров было редким, эпизодическим явленим. Проходили тысячелетия, но количество протогородов по-прежнему можно было пересчитать по пальцам. То есть само по себе появление земледелия и скотоводства не толкнуло человечество на путь цивилизации. Редкие протогорода были скорее исключением, чем общей тенденцией. Да и были они, в сущности, лишь большими деревнями, как Чатал-Хююк.
Но в IV тысячелетии до н.э. что-то поменялось. Города начинают возникать один за другим. Правда, не где угодно, а в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата. Начинается совершенно новая эра, традиционно характеризуемая словом, которое означает означает городскую жизнь, то есть появляется цивилизация.
Возникновение и развитие древнеегипетской цивилизации неразрывно связано с гидротехническим строительством, с искусственным орошением (ирригацией), а также, что часто упускается из виду, с осушением болот (мелиорацией). Но то же самое можно сказать и о долине Тигра и Ефрата, где свою цивилизацию создали шумеры. В соседнем с Двуречьем Эламе, в долинах рек Каруна и Кехе также возникает оригинальная цивилизация, хотя и близкая к шумерской, и тоже на основе искусственного орошения и осушения болот. И, возможно несколько позже, своя особая цивилизация, называемая археологами Хараппской культурой, возникает в долине Инда (современный Пакистан).
У всех этих регионов есть вполне очевидная общая особенность. Это обширные заболоченные низменности, образовавшиеся на месте отступившего в недавние геологические эпохи моря. Они совсем не походили на благодатные плоскогорья Загроса и Малой Азии, на средиземноморское побережье, где паслись стада овец и коз, а пшеница и ячмень росли прямо на склонах холмов. Холмистые степи Передней Азии были настоящим Эдемом по сравнению с адскими условиями Нижнего Двуречья. Тигр и Евфрат текли по бескрайней совершенно плоской равнине от горизонта до горизонта. В местах заливаемых водой, образовывались болотистые озера с зарослями тростника, кишевшие москитами. Там же где не было воды простиралась серая бесплодная пустыня. Здесь не было дикорастущих злаков. Для того, чтобы здесь жить, нужно было осушить или оросить участок земли и засеять его культурными растениями. Как и в долине Нила, жить в таких условиях могли лишь племена прочно владевшие технологией земледелия, причем земледелия орошаемого.
Древнейшие оросительные каналы, относящиеся к началу VI тысячелетия до н.э., были найдены археологами в Северной Месопотамии, в районе неолитического поселения Чога-Мами. Это поселение принадлежит так называемой самаррской культуре, распространенной больше всего в верхнем и среднем течении Тигра и Евфрата. Обитатели Чога-Мами, помимо овец и коз уже разводили крупный рогатый скот, выращивали ячмень, пшеницу и лён. Они были уже весьма продвинутыми аграриями.
Уже в середине VI тысячелетия поселения людей появляются и в Южной Месопотамии, одно из них раскопано около арабской деревни Абу-Шахрейен. Это Эриду, согласно шумерской мифологии - перый город на земле.
Эриду до конца бронзового века, то есть на протяжении нескольких тысячелетий, оставался центром древнейшего культа бога Энки (буквально "повелитель земли") или Эа, как его называли много позже аккадцы и вавилоняне. Как и все шумерские города, Эриду формировался вокруг храма или просто дома Энки. Храм носил название Э-Абзу, дословно "болото" или "подземные воды". Храм Эриду - не просто культовое место. Все шумерские храмы были в первую очередь центрами организации производства, а религия служила прежде всего именно этой цели.
В мифах Энки наряду со своим отцом Аном и братом Энлилем (буквально "повелитель воздуха") предстает как мудрый патриарх богов и духов-аннунаков. Энки организует их жизнь в соответствии с ме - культурными достижениями или "дарами цивилизации", к числу которых относятся например ремесла, различные религиозные обряды. Энки назначат различных богов ответственными за те или иные сферы деятельности. В частности он назначает бога Энбилулу смотрителем каналов, но за возделывание земли должен был отвечать другой бог - Энкимду. Похожим образом были назначены функции и другим богам.
И все же, несмотря на мудрые решения Энки богам приходилось не сладко. Ведь экологию не обманешь.
От начала начал, от годов сотворения мира.
Когда установили Судьбы,
Когда Ануннаки-боги родились.
Когда богини в брак вступили,
Когда богинь в земле и небе распределили,
Когда богини, сойдясь с богами,
затяжелели, дали рожденье,
Тогда боги из-за пищи, пропитания ради, трудиться стали.
Старшие боги верховодить стали,
Младшие боги корзины на плечи взвалили.
Боги реки, каналы рыли, под надзором насыпали землю.
Боги страдали тяжко, на жизнь свою роптали.
Поскольку аннунакам приходилось много работать, они попросили Энки сделать людей, чтобы те работали вместо них. Энки пошел навстречу этим требованиям и поручил дело вылепливания людей богине Нинмах, набрав для этого глины из глубин абзу. Нинмах начала лепить людей, но поскольку Энки и Нинмах перед этим выпили много пива вместе с другими богами, люди получались сначала не очень хорошо. Один вышел без рук, другой без ног, третий - слепой т.д. Но для всех Энки находит то или иное применение.
В конечном итоге Нинмах все же удалось вылепить нормальных людей и боги поселили их в Эриду и четырех других допотопных городах Шумера.
Этот древнейший мифологический цикл очень похож на египетский мемфисский миф о создании вселенной. Сходство в том, что в обоих случаях в основе лежит описание принципов централизованного управления большим строительством. Мир возник не просто так, а благодаря организованной работе богов. В шумерских мифах нет намека на какую-то "восточную деспотию", нет даже монархии как таковой. Несмотря на то, что аннунаки выполняют колоссальный объем работ, божественное общество устроено как патриархальная община, где старшие командуют, а младшие подчиняются. Тот же Энки - не главный бог, а делит власть со своим братом и с отцом.
Археологические исследования в Эриду позволили увидеть этапы строительства храмового комплекса. Первоначально это было совсем небольшое сооружение, похожее на обыкновенный дом и стоящее на земляной насыпи. За тысячелетия храм много раз перестраивался, приобретая все более монументальный вид. Всю историю этих перестроек археологам удалось детально проследить. В этом плане Эриду не уникальный город, хотя он и считается наиболее древним. Все другие города в Двуречье формировались похожим образом, вокруг центрального храма.
Схема, иллюстрирующая последовательную перестройку центрального храма Эриду Э-абзу в течение VI - II тысячелетий до н.э.
Первые цивилизации, в том числе Шумер, возникли не потому, что в долинах рек была особенно благоприятная природа, которая позволяла легко получать большие урожаи. Если бы это было так, люди просто заселили бы плотно эти долины и жили бы по старинке в неолите от одного голодного года к другому, как и тысячи лет до этого. Темные века так никогда и не закончились бы.
Как раз наоборот, все дело в том, что освоение заболоченных речных долин было чрезвычайно трудным делом. Преобразовать природу этих экосистем можно было лишь совместным трудом. Но для этого нужно было сломать старую привычку, по которой урожай принадлежал определенной родовой общине или даже семье. Теперь, по крайней мере некоторая часть урожая должна была доставаться богам, иначе говоря, обобществляться. И земля, на которой прорыты каналы, теперь тоже должна была принадлежать богам. Зародившееся вместе с земледелием и животноводством право частной собственности должно было быть теперь сломано.
В конце IV тысячелетия до н э. в земледелии начинает использоваться простейший плуг, в который вероятно запрягали ослов, а позже быков. Для подачи воды строятся длинные магистральные каналы и вводится продуманная система орошения полей. Шумерские города были тесно связаны с сетью главных каналов. Города росли на месте групп деревень, которые концентрировались на площадях, отвоеванных у болот и пустыни. Каждый город со своей округой создавал свой собственный магистральный канал. Это очень похоже на номы в долине Нила. Такое разделение отвечало основной задаче - централизованному управлению ирригацией. Каждый такой ном существовал как экономическая и политическая единица до тех пор, пока поддерживался оросительный канал.
Коллективный труд позволил осваивать заболоченные долины рек, что привело к взрывному росту производства продовольствия. Появился продукт для обмена на рынках. В результате формировались и быстро росли все новые городские поселения.
Открытие тех возможностей, которые давал совместный коллективный труд по преобразованию природы было гигантским скачком вперед в развитии человечества. Впервые века и тысячелетия тьмы отступили. Изобилие продуктов сделало возможным рост городов, развитие ремесел и искусств, появилась письменность, историческое сознание. Люди увидели свет цивилизации.