Если поход в верха достаточно замороченное занятие, требующее терпения и некоторых лишений: ограничения в еде, отсутствия элементарной возможности помыться долгое время, физические нагрузки в виде скакания по камням тоже напрягают простого обывателя, то низы достижимы и доступны. Местные киргизы ездят пить водку и раскладывать дастархан где-нибудь на полянке у реки. Но большинство же людей, будь то русский, киргиз ли или любой другой татарин с украинской фамилией, неважно кто, причитает, видя такие фотографии в соц. сетях:
- Эх, хорошо! Эх, красиво! Как я Вам завидую! Словно сам побывал, жаль времени нет!
Врете. Брешете. Времени навалом. Красоты полно. Будь то предгорья Тянь-Шаня, бухта возле Мурманска или ближайший лесок од Владимиром. Выехать ранним утром и увидеть мир вокруг - просто открой глаза.
Утро в низовьях гор начинается с озарения светом склонов. Внизу, в ущелье ещё прохлада, а одна сторона уже озарена палящим солнышком.
Вот цветет душица. Она есть и в далеких горах, и в Тверской области, и на Смоленщине.
Вот пестроглазка на цветке бодяка.
На цвет этой сердитой колючки летит и перламутровка.
Горы, заросшие арчой.
Когда отходил от лагеря в поисках птичек или чего ещё живого, то увидел стрекоз - ниточка-иголочка мы их в детстве называли. Их десятки или сотни сидели на травинках и при каждом моем шаге они беззвучно вспархивали словно волшебные, будто один живой механизм и, чуть воспарив, перемещались на соседние травы, садились и замирали, притворившись частью растений. Шёл по пояс в облаке стрекоз. Шаг - и беззвучное облако вспорхнуло и тут же замерло. Ещё шаг и снова десятки травинок превращаются в парящие вертолетики. Да никакой супер-фильм «Аватар» не покажет вам это.
Лютка Сибирская.
Это всё вокруг.
Журчалка зональная.
И душица, и перламутровки.
и аконит с его тяжелым, душным запахом.
и непонятная серая птичка - то ли завирушка, то ли кто ещё, усевшаяся на вершине арчи.
Весь этот мир вокруг нас.
Дали и горизонты. Будь то горы или степь. Лес или река.
Кто-то живет в этих красотах. Возможно наслаждается ими. А может не замечает в тяжелом ежедневном труде.
Вряд ли муха задумывается над тем, какие красоты вокруг. Она просто часть этой красоты и гармонии.
Тысячелистник.
Peleteria rubescens
А мята дарит аромат, чтобы летели к ней пчелы и мухи. Ради продолжения рода, а не из любви к искусству.
мята длиннолистная
Горы. Август. Ущелье Жаломыш.
Шмель.
Крапивница. Адмирал (спасибо
evergestis за исправление)
Герань
холмовая герань
Какая-то журчалка на цветке лютика.
Шиповник.
Пришли два Витька, пока предавался дзену и впитывал красоты, сам того не осознавая (это сейчас умничаю и философствую на темы «мир прекрасен лишь открой ему свои чакры», а в горах просто дышал и всё). Ну вот и вся группа в сборе, Виктор из Красноярска купил таки почему-то пропавший билет, а Виктор из Беловодска его встретил и все теперь соеденились и готовы идти вверх, к перевалу, чтобы перевалиться в ущелье Акпай и встать под горой Металлист.
Значит встали и пошли.
Мимо последних чабанских хижин.
Пошли, не особо размышляя о том, о чем писал выше: о смысле красот и тщетности бытия, о времени на наблюдение за миром и отсутствии оного для понимания прекрасного. Вон Серега просто отдыхает. А может и какую великую Геростратову катастрофу задумал, кто знает? Чужая душа потемки.
Миха обычно Амар Хаяма цитирует, или Пелевина, или Высоцкого.
- Петька! - позвал из-за двери голос Чапаева, - Ты где? - Нигде! - пробормотал я в ответ. - Во! - неожиданно заорал Чапаев. - Молодец!(с)
Витя из Киргизии. Местный фермер. Пшеницу сеет гектрами, Тритикале сеет - гибрид ржи и пшеницы, чтобы кормить сорок свиней и кучу курей. Что он ищет на вершине? Пошёл в ученики Рериха и Шамбалу решил отыскать? Дык у него своя Шамбала внизу - свиноводческая и солому после покоса нужно продавать. Витя хваткий, крепкий, домовитый кулак - вот бы как охарактеризовал его. И что ему нужно в походе? Здесь дробленки для хрюшек не найти.
Хотя скота пока вокруг полно.
А вон и вершины снежные показались между зеленых горок.
Вечно мне нужно покопаться и понять - кто и зачем идет в горы, зачем живет, что и кем движет. А если проще относиться, то нужно жить и всё. Вот мальчик-чабан. Нет у него ни экипировки, ни седла и даже упряжь на лошади и та - связанные веревки. И тапки ещё с трусами, а он лазает по горам, скачет на коне, словно дикий индеец, коров гоняет и некогда ему размышлять - зачем так и почему. Просто лето и батя сказал коров пасти.
Подошли к первой переправе.
Миха с Витей бросают переправу.
Первый Витя пошёл.
Веревку протянул и на камень намотал.
Следующий пошел Серега. Единственный кто снимал ботинки и хитро привязывал на тесемки тапки к ногам. Получались греческие сандалии. Остальные шли в ботинках, после выжимали носки и ждали пока хлюпающая обувь посохнет в процессе похода. Весьма неприятные ощущения, когда в первый поход ходил. По третьему разу уже как-то более равнодушно относишься. Но главное - ботинки не скользят.
У девушек отобрали рюкзаки - идут без поклажи.
После сам пошёл на переправляться, а так как очень переживал, что упаду, отдал фотоаппарат и объектив Михе, как наиболее устойчивому и непромокаемому. А там не успели одну переправу перейти, как нужно второй раз в воду лезть, возвращаться на тропу. На другой берег и обратно мы перелазили чтобы скальный прижим обойти, который не даёт по основной тропе идти. Миха тоже решил как и Серега не мочить ботинки и обул Генины тапки. Но без перевязочек, поленился тесемки сооружать. Тапки с Миши уплыли вниз по реке, Гена остался без сменной обуви на привалах.
Встречают коровки.
И уже начали попадаться горные цветы - горечавка Тянь-Шаньская.
Арча из деревьев превращается в стелющийся кустарник. В третьем походе по растительности вокруг и птичкам/насекомым начинаю понимать примерную высоту. Внизу, например, степные жаркие кузнечики, а выше бескрылые, толстотелые странные задумчивые саранчовые конофимы. Видимо кончается тот, кто может их схватить? Почему у высокогорных кузнечиков пропадают крылья?
Переходы и привалы.
Отдохнули и алга.
Ещё водички попили и в новый путь.