Краткая предыстория:
у меня есть друг в Барнауле, он старше, ему далеко за полтос и в юности он жил в Кыргызстане. А его отец работал преподавателем в одном из училищ Кыргызстана и обожал горы. При этом проф.тех.училище его отец создал секцию горного туризма в Советские годы. Школа была очень сильной и хотя в ней занимались одни подростки-ПТУшники, они показывали сильнейшие результаты и отдельные выступали на всесоюзных соревнованиях за сборную Киргизии, а на всех местных и вовсе очищали скалы от камней, которые могли упасть на голову альпинистам-участникам, таскали в горы "заброски" (рюкзаки с едой и пойлом) для взрослых и много чего ещё. Их говорят (много чего рассказали в походе) так и звали "дети Подлужного" и когда они побеждали именитую команду из Москвы на очередном состязании, то те просто заявляли протест по поводу того, что участникам команды нет 18 лет и тогда их результат дисквалифицировался.
Но что-то я вперед забежал. Далее, по ходу буду рассказывать о юности советских горнх туристов в 70-ые и 80-ые годы СССР.
А пока по порядку:
В начале двухтысячных мне довелось работать с Михой, которого с 11 лет отец брал в горы. Он не особо-то разговорчивый человек, скорее замкнутый. Но мы сдружились, общались вне работы и за бутылкой чего-нибудь горячительного, раскрыв рот, я слушал про ледники, перевалы, козерогов, что пасутся на "полках", ночевки в пургу, необычную природу, орлов, поедаемых голодными туристами сурков и отставших от стада баранов, отрицательные стенки (это когда угол в минус уходит под тобой), ледники с трещинами, в которые проваливаются люди, про скалы без растительности и все мне это казалось романтичным и волшебным.
- А чего ты на Алтае в горы не ходишь? - спрашивал я Миху.
- Потому что это не горы, а так - холмы.
Жизнь после распада СССР раскидала всех его знакомых горных туристов, федерации горного туризма Киргизской СССР не существовало уже давно, денег было мало, мы не ходили в отпуска от слова совсем, не ездили в те годы ни то что в Турцию, но и просто по родному краю.
Позже я вовсе уехал в Москву, а к Михе заезжал в гости, посидеть за бутылочкой чая, посмотреть на старинные монеты, самовары, подсвечники и другие артефакты, которыми он занимается много лет. Но годы шли и (слава КПСС и Великому Вождю!) у людей появилось:
а)немного денег
и
б) интернет со всякими одноклассниками
и Михины бывшие соплеменники по горному туризму, оказавшиеся разбросанные по разным городам и весям бывшего СССР (кто остался в Киргизии, кто в Барнауле, кто в Новокузнецке, кто в Норильске) нашли друг друга посредством соц.сетей и лет пять-шесть назад мой товарищ Михаил вновь стал уезжать а месяц, а то и больше в Кыргызстан и всё это время проводить в высокогорьях Тянь-Шаня.
Звал меня. Было боязно, но интересно. Но то билет в Бишкек стоит, как десять дней в Турции, то пандемия начинается, всё как-то у меня не срасталось.
Но в этом году решился.
Кыргызстан, здравствуй.
Я бы выпил за горячее юное солнце и оросительную систему вдоль дорог солнечного Кыргызстана!
За коров, побеждающих глобальное потепление в арыках.
Я бы выпил за советское наследие и культ бетона, воплотившийся в монументальных остановках, которые переживут рождение и развал ещё пары империй.
Хотелось поднять тост за ПДД Кыргызстана и дороги, без разметки, обочин, с народом, который едет по встречке, чтобы не разворачиваться через триста метров, со Всадниками, резво скачущими на конях.
За безопасность на этих дорогах, ведь
Менсек окуучупар (осторожно дети) это важно.
За международность и продвинутость - Ансар Фуд не даст соврать!
За
жем арашмаалы -
комбикорм и ворота с конями
Выпил бы с хозяином Айжана за его креатив, с которым он разместил объявление о том, что "пр-ся дом".
Но меня встретил Мишин друг Витя, я смотрю на дорогу, думаю, что Кыргызстан - страна мусульманская, поэтому - мало ли?
Вдруг тут не пьют?
Смотрю, какие на заправках цены. Цена как у нас, потому как курс сома процентов на 10-15 ниже рубля.
Народ, к которому я должен примкнуть, уже в горах, а пока Витя открывает для меня Кыргызстан. Вот, оказывается, что все сельское хозяйство Киргизии держится не на киргизах, а на дунганах. Это такая нация, которая скорее китайцы, чем киргизы, но только они мусульмане, а не буддисты. Виктор говорит, что в 90-ые только они и давали работу на полях, развал был полный, света не было, спасибо дунганам, трудолюбивые они и выживать помогали.
Китайско-дунганская еда.
Автопарк во многом очень специфический. От праворульных, древних мерседесов до доисторических Москвичей, Ваз 2101 70-ых годов выпуска до Глендвагенов и БМВ Х6.
Какой азиат не любит своего коня? Пусть даже конь железный.
Луаз встретился. У моего дедушки была эта производная Запорожца - очень проходимая машина, с супер оригинальной торсионной подвеской.
Мы его звали Луноход. Он ехал даже по болоту, но зато, например, в нем была настолько отвратительная печка, что зимой можно было и погибнуть.
А здесь они ещё на ходу.
Лепешки ОШ. Чем проще (может быть беднее, не хочу никого обидеть) страна - тем натуральнее и вкуснее продукты.
Витя остановился за лепешками. Горячие, ароматные, пахучие, свежие. Не знаю какие эпитеты ещё подобрать и захлебываясь слюной после того как тронулись одну из них уплел сразу.
А пока мой гид ходил за суперхлебом, который никто не заворачивает в целлофан, наблюдал за загрузкой авто.
С одной стороны Витя жаловался, что менты на каждом углу вымогают взятки.
А как с таких авто не вымогать?
А что, так можно грузиться?
Как говорят:
А ЧО ТАК МОЖНО БЫЛО?
Это, говорит, на юг, в Ош едут, у нас все так грузят.
Приехали к Вите. Все другое. Скворцы майна. Скворец-вредитель, заселивший Мадагаскар и Австралию и вытеснивший местные виды или скворец-спасение?
Он саранчу поедает тоннами.
Здесь их зовут "шпаки" или "афганцы".
И рядом длиннохвостый сорокопут.
Да где ты в среднерусской деревне таких птиц на березах встретишь?
Сразу чувствуется и по запахам и по звукам - мы в Азии.
Озеро у Вити за забором. Там раньше ручей, говорит, пробегал, а нынче карпов, амуров запустили. Рыбы полно - плавники огромные на поверхности показываются. Платная рыбалка, эх, мне бы рвануть, но некогда. Если я правильно понял, то цена рублей двести за рыбалку, но может Витя и напутал, он не особо-то рыболов.
Спрашиваю, - "Насколько глубоко озеро?".
- Метра два, - отвечает.
Рассуждаю, что зимой промерзнет и вся огромная рыба сдохнет.
Смеется:
- Нет льда зимой, не бывает.
Тьфу ты, Азия же.
В будке, чтобы озеро с рыбой не выловили посторонние сидит зек-охранник. То есть осужденный на поселении. Он тебе вокруг озера ходит, а срок отсидки идет - лепота.
ещё и солома тут, утки разные, не отбывание наказания , а почти что санаторий.
ГАЗ Витин, который он поучил при развале колхоза после распада СССР. Газ вот точно запомнил, что со мной погодка, но запамятовал - либо он на год старше, либо на год младше. То есть машине либо 43 либо 45 лет.
- И как он работает?
- Да отлично, говорит.
- А запчасти где брать?
- Вот давеча нашел такой же стоячий ГАЗ, сломанный и выменял кучу навесного на металл 1:3, что-то с колхоза запасся, но рассыхаются резиновые всякие сальники.
Офигеть. То ли климат Азиатский продлевает жизнь авто, то ли какие ещё секреты, но видел ещё море ЗИЛов, ГАЗонов примерно тех же лет, набитых соломой, углем, арбузами, все под завязку, все доисторические, но на ходу.
Жена Виктора - Светлана сейчас в горах с нашей группой товарищей, а он на хозяйстве. Вот он - семейный подряд и тяга к путешествиям. Пока один преодолевает перевалы, второй растит прекрасные цветы.
Капусту растит, клевер для свиней, которых у них штук двадцать и то это в связи с засухой и неурожаем последние два года, а так больше было, доходило до шестидесяти.
Люди пашут и впахивают - ещё у него два поля, которые достались при разделе колхозной земли, где растет зерно для прокорма хозяйства.
Одних кур сто двадцать штук.
Вечером ужинали самсой, лепешками и самым вкусным арбузом за последние еденные мною лет десять, а то и больше.
Они там ещё выбирают по своим регионам : Тюлёк, не Тюлёк...
Трасса, рынок, ТЦ, машины с арюбузами. Всё хаотично и примерно в таком месте арбуз и покупали. Цена 10 сом кило, огромный арбуз примерно рублей 80 на наши деньги, а скоро , говорит, они начнут переспевать и вообще будут по 5 сом за штуку, будем курам покупать.
Майна провожает утром. Подземный переход скорее напоминает каменоломню.
Забрали ещё одного горного-туриста местного Серегу, рюкзаки собрали. Витя повыкидывал половину моих вещей, выдал свои, правильные - типа очков от солнца на леднике, когти на ноги.
Едем.
Холмы, щурка на проводах.
Щурки красивые, а ещё зимородков видел ярких и переливающихся.
Фермы времен СССР.
- Брошенные? - спрашиваю.
- Нет, работают.
- А зимой же скот померзнет! Все без окон.
Смеются надо мной.
- Целлофаном на зиму натянут, если вдруг снег выпадет.
Е-мае, опять забыл - Азия же.
Надо мной подтрунивают:
- Улары, улары побежали!
- Где? Где?
Да вот же они.
А это индюки, блин.
Кони и киргизы нераздилимы. Кони статные и крепкие на мой неопытный взгляд.
А вот ослов совсем мало, говорят, что скупили всё поголовье и сожрали китайцы.
Мало им летучих мышей, так у них ещё милейшее животное - осёл в деликатесах.
Снова золотистые щурки на проводах нас провожают.
Горы по чуть-чуть начинаются.
Нам туда.
Тополь, возможно, что и последний на ближайшую неделю.
Ущелье, проехали Тош-Булак. Едем вдоль речки Сукулук дальше и дальше.
А вот и зайцы начались.
Вы видите зайца?
Вот он - Заяц!
Это была прелюдия, скоро будут основные действа.