Третий день, поход на Узун-Сырт.
Предыдущий день был солнечным и даже жарким, море нагрелось, и поэтому все затянуло туманом. Но в планах был поход на Узун-Сырт, поэтому все равно пошла.
На маршрутке выехала из Коктебеля, высадилась у села Южное и пошла.
Вид на Южное, начало:
Вперед!
Расскажу сначало про гору, материал из интернета.
Гора Клементьева (Узун-Сырт) - гора в Крыму, близ Коктебеля, колыбель советского планеризма. Названа в память об испытателе-планеристе Петре Клементьеве, погибшем здесь во время испытаний нового планера 11 сентября 1924 года
Узун-Сырт в переводе с тюркского означает «длинный хребет, спина», находится на трассе Феодосия - Коктебель, на высоте до 268 метров над уровнем моря, длина составляет около 7 километров.
Узун-Сырт переименован в гору Клементьева в 1924 году, когда 28-летний пилот Петр Клементьев разбился на планере собственной конструкции во время вторых Всесоюзных планерных испытаниях.
Углубление Баракольской впадины в сочетании с дугообразной формой хребта (вместе они как бы образуют чашу) являются причиной возникновения уникальных воздушных потоков, которыми так славен Узун-Сырт. Стенки этой гигантской чаши, препятствующие прохождению ветров, невысоки и пологи. Плавно обтекая гору, воздушные волны как бы перекатываются через нее и попадают в другую, северную долину, и на этих упругих струях может парить планер.
В мире существует всего две горы с такими сильными восходящими потоками: Узун-Сырт в Крыму и Харрис Хилл в Америке.
Узун-Сырт - колыбель отечественной авиации.
В 1923 году неподалёку от горы, была основана Высшая летная планерная школа, просуществовавшая до 1977 года. Здесь учились известные конструкторы О.К.Антонов, А.С.Яковлев, С.В.Ильюшин, создатель космических кораблей академик С.П.Королев. С 1977 года планерная школа реорганизована в Центральный аэро-гидродинамический институт, а затем в Центр планерного спорта «Коктебель».
Существует легенда о том, как были обнаружены свойства горы:
"Однажды, в начале 20-х годов, поэт Максимилиан Волошин и знаменитый авиатор, покоритель самой коварной фигуры высшего пилотажа - "штопора", внук художника И.К.Айвазовского, Константин Арцеулов, шли пешком из Коктебеля в Феодосию. По дороге Арцеулов рассказывал поэту об авиации, о восходящих потоках и предложил подняться на гору Узун-Сырт, которая была почти по пути.
Дул свежий южный ветер. Перед путешественниками открылся вид живописной Котебельской долины. Восхищенный Волошин начал декламировать стихи и в эмоциональном порыве бросил шляпу навстречу ветру. Но шляпа не упала, а замерла на месте, плавно поднялась кверху и, перелетев через головы путников, опустилась на землю. Волошин был в восторге, он сразу понял, что такое воздушные восходящие потоки, а Арцеулов, спустя некоторое время, привел на эту гору своих друзей и единомышленников - авиаторов с планерами".
С каждым новым пересказом легенда обрастает новыми подробностями, на то она и легенда. Но главное здесь соответствует истине: уникальные свойства горы Узун-Сырт открыл именно Константин Арцеулов.
К 50-летию первых Всесоюзных планёрных соревнований на горе установлен памятный обелиск с настоящим планером, в последствии его заменили на макет.
Вот он:
Где-то там Коктебель:
Дорога слева (взгляд на восток)
Дорога справа:
Там, где слева от дороги светлое пятно, виноградники, на которые мы ездили джамбалосить.
Ветрище там, я вам доложу...
Дошла до летной площадки. Бытовки летунов, живут тут наверное в теплое время:
Пара человек там тусовалось и летал один дельтапланерист. При таком свете фигово получилось снять:
Внезапно рояль диван в кустах.
Рядом кострище. Любят люди комфорт)
Цель:
И тут у меня сели батарейки. Дубина я стоеросовая, запасных не взяла. Но несколько фоток еще удалось сделать, давая батарейкам отдохнуть. Эх...
А с другой стороны, ничего особого и не было. Шла по дороге, потом напрямик, по чапаралю скумпиевому срезала часть пути.
Дошла!
Вид на Мордор из беседки:
По западному склону, напрямик опять через чапараль спустилась к сельнью со странным названием Наниково и по дороге пошла к трассе.
В траве было много-много таких ракушек, набрала немного, кому-то дойдет, может...
Сельское:
Интересная особенность у городов восточного Крыма: на окраине города обязательно кладбище и свалка покрышек (раздельно, разумеется).
Далеко я не ушла, меня подобрал микроавтобус с какими-то веселыми тетеньками и дяденьками, возвращающимися с работы в Феодосию. Просто остановились и предложили подвезти) К сожалению, только в Феодосию, до трассы. Ну, там я уже дошла до остановки, подождала маршрутку и поехала переодеваться и купаться.
Ну, и чтобы вы сориентировались по маршруту:
1 - поворот на Южное
* - стела
2 - беседка
3 - меня где-то там подобрали
Как-то так ^_^