Минобразования ударило госзаказом по региональным вузам

Apr 10, 2009 14:24

КОЛИЧЕСТВО БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ В ВУЗАХ МОН БУДЕТ УСТАНАВЛИВАТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ




В нынешнем году распределение государственного заказа на подготовку специалистов в вузах, подчиненных Министерству образования и науки Украины, претерпит некоторые изменения. Вузы не получат денег на обучение «бюджетников» по непрофильным специальностям, а также по направлениям подготовки, на которые в госзаказе на 2008 год приходилось менее 15 мест. Это не означает, что непрофильные специальности (например, «Филология» в Национальном университете «Киевский политехнический институт», по которой здесь готовят переводчиков) будут закрыты. Вузы смогут принимать на них студентов в рамках лицензированных объемов, но только на платную форму обучения.

Инициатором нововведения является министр Иван Вакарчук. Его идея состоит не только в том, чтобы, к примеру, педуниверситеты готовили учителей, а не «юристов-экономистов», но и в том, чтобы сосредотачивать госзаказ в ведущих вузах страны.

По словам министра, сейчас около 15% студентов обучаются в вузах за средства госбюджета по непрофильным специальностям. Как известно, в свое время вузы, - особенно провинциальные, - стихийно открывали такие специальности, чтобы повысить собственный престиж, привлечь абитуриентов и просто заработать. Не удивительно, что руководители региональных вузов стали роптать на инициативу Вакарчука - оптимизация госзаказа связана для них с уменьшением финансирования и недобором студентов. «У вузов такого уровня, как, например, в Кировограде, Чернигове и т.д. объемы финансирования за бюджетные средства превышают то, что они зарабатывают на «контрактниках». А такие вузы, как, например, Киевский университет им. Т.Шевченко, понятно, больше получают от «контрактников», чем из госбюджета», - рассказывает «k:» заместитель директора департамента высшего образования МОН Юрий Коровайченко.

Нетрудно предвидеть, что переброска госзаказа в ведущие учебные заведения, и без того не испытывающие недостатка в абитуриентах, лишь добавит нездорового ажиотажа вокруг поступления на бюджетные места. Впрочем, в МОН говорят, что не сводят понятие «ведущий вуз» лишь к столичному, крупному региональному или просто известному учебному заведению. «Показателями того, что вуз «ведущий», являются его кадровый состав, объемы проводимых научных исследований и трудоустройство выпускников. Причем последний критерий в скором времени станет первым», - отмечает Юрий Коровайченко. МОН уже в этом году будет требовать от государственных вузов вести детальный учет трудоустройства выпускников (в частности - по полученной специальности). На основе этих данных министерство будет принимать решение о сохранении или сокращении для них объемов госзаказа на следующий год.

«Мы сейчас разрабатываем новое положение о порядке трудоустройства. Будем постепенно переходить от принципа государственного заказа на принцип государственного контракта, как в европейских странах. Если я, например, хочу обучаться за государственный счет, я беру на себя обязательства отработать в сельской местности и в случае невыполнения контракта вернуть потраченные на мое обучение средства, - говорит Юрий Коровайченко. По мнению представителя МОН, такой порядок может быть введен уже через три-четыре года.

Отведение трудоустройству выпускников главной роли в процессе высшего образования, безусловно, содержит много позитива с точки зрения государственного, социального подхода. Но в то же время, оно ставит ряд серьезных вопросов. Во-первых, рынок труда, за которым надеется угнаться МОН, меняется быстрее, чем формируется госзаказ и готовятся специалисты. Во-вторых, «добровольно-принудительное» трудоустройство не обязательно является адекватным ответом на кадровый дефицит и безработицу - работодатели заинтересованы прежде всего в хороших специалистах, а не просто в трудовых единицах, закрывающих вакансии. Их отношение к дипломам хорошо известно. В-третьих, меняется подход к получению высшего образования - образование «для себя, для общего развития» по сути становится платным. А значит, если диплом вуза надо будет отрабатывать, желающих учиться малопрестижным, но нужным родине специальностям, даже если за обучение будет платить государство, может просто не оказаться.

Освітня політика

Previous post Next post
Up