КОЛИЧЕСТВО БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ В ВУЗАХ МОН БУДЕТ УСТАНАВЛИВАТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В нынешнем году распределение государственного заказа на подготовку специалистов в вузах, подчиненных Министерству образования и науки Украины, претерпит некоторые изменения. Вузы не получат денег на обучение «бюджетников» по непрофильным специальностям, а также по направлениям подготовки, на которые в госзаказе на 2008 год приходилось менее 15 мест. Это не означает, что непрофильные специальности (например, «Филология» в Национальном университете «Киевский политехнический институт», по которой здесь готовят переводчиков) будут закрыты. Вузы смогут принимать на них студентов в рамках лицензированных объемов, но только на платную форму обучения.
Инициатором нововведения является министр Иван Вакарчук. Его идея состоит не только в том, чтобы, к примеру, педуниверситеты готовили учителей, а не «юристов-экономистов», но и в том, чтобы сосредотачивать госзаказ в ведущих вузах страны.
По словам министра, сейчас около 15% студентов обучаются в вузах за средства госбюджета по непрофильным специальностям. Как известно, в свое время вузы, - особенно провинциальные, - стихийно открывали такие специальности, чтобы повысить собственный престиж, привлечь абитуриентов и просто заработать. Не удивительно, что руководители региональных вузов стали роптать на инициативу Вакарчука - оптимизация госзаказа связана для них с уменьшением финансирования и недобором студентов. «У вузов такого уровня, как, например, в Кировограде, Чернигове и т.д. объемы финансирования за бюджетные средства превышают то, что они зарабатывают на «контрактниках». А такие вузы, как, например, Киевский университет им. Т.Шевченко, понятно, больше получают от «контрактников», чем из госбюджета», - рассказывает «k:» заместитель директора департамента высшего образования МОН Юрий Коровайченко.
Нетрудно предвидеть, что переброска госзаказа в ведущие учебные заведения, и без того не испытывающие недостатка в абитуриентах, лишь добавит нездорового ажиотажа вокруг поступления на бюджетные места. Впрочем, в МОН говорят, что не сводят понятие «ведущий вуз» лишь к столичному, крупному региональному или просто известному учебному заведению. «Показателями того, что вуз «ведущий», являются его кадровый состав, объемы проводимых научных исследований и трудоустройство выпускников. Причем последний критерий в скором времени станет первым», - отмечает Юрий Коровайченко. МОН уже в этом году будет требовать от государственных вузов вести детальный учет трудоустройства выпускников (в частности - по полученной специальности). На основе этих данных министерство будет принимать решение о сохранении или сокращении для них объемов госзаказа на следующий год.
«Мы сейчас разрабатываем новое положение о порядке трудоустройства. Будем постепенно переходить от принципа государственного заказа на принцип государственного контракта, как в европейских странах. Если я, например, хочу обучаться за государственный счет, я беру на себя обязательства отработать в сельской местности и в случае невыполнения контракта вернуть потраченные на мое обучение средства, - говорит Юрий Коровайченко. По мнению представителя МОН, такой порядок может быть введен уже через три-четыре года.
Отведение трудоустройству выпускников главной роли в процессе высшего образования, безусловно, содержит много позитива с точки зрения государственного, социального подхода. Но в то же время, оно ставит ряд серьезных вопросов. Во-первых, рынок труда, за которым надеется угнаться МОН, меняется быстрее, чем формируется госзаказ и готовятся специалисты. Во-вторых, «добровольно-принудительное» трудоустройство не обязательно является адекватным ответом на кадровый дефицит и безработицу - работодатели заинтересованы прежде всего в хороших специалистах, а не просто в трудовых единицах, закрывающих вакансии. Их отношение к дипломам хорошо известно. В-третьих, меняется подход к получению высшего образования - образование «для себя, для общего развития» по сути становится платным. А значит, если диплом вуза надо будет отрабатывать, желающих учиться малопрестижным, но нужным родине специальностям, даже если за обучение будет платить государство, может просто не оказаться.