Болонский процесс затормозился

Mar 20, 2009 17:44

ПРИБЛИЖЕНИЯ «АНШЛЮСА» К ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ ЧЕРЕЗ ГОД, НЕ ОЩУЩАЕТСЯ




Во время встречи со студентами и преподавателями Тернопольского национального экономического университета Президент Виктор Ющенко оптимистично заявил: «В 2010 году украинское образование будет интегрировано в европейское образовательное пространство». Как известно, в мае 2005 года Украина подписала Болонскую декларацию и влилась в межгосударственный, межправительственный процесс, целью которого является создание Европейского пространства высшего образования. Однако рапортовать о готовности к этому «аншлюсу» рановато.

«В Украине очень многое делается для того, чтобы интегрироваться в европейское образовательное пространство. Но нужно сделать еще больше, - объясняет «k:» Владимир Полохало, глава парламентского комитета по вопросам науки и образования. - В первую очередь речь идет об изменении законодательной базы. Необходимо немедленно принять новую редакцию Закона «О высшем образовании», потому что старая не соответствует критериям и требованиям Болонского процесса. Этот законопроект практически готов, в ближайшее время он должен быть внесен на рассмотрение парламента, и вполне может быть принят в первом чтении в апреле этого года, второе чтение может быть в июне-сентябре. Кроме того, необходимо принять новую редакцию Закона «О научной и научно-технической деятельности», поскольку европейские вузы имеют больше самостоятельности в научно-технической деятельности, а научно-техническая деятельность направлена на развитие инновационных технологий, инновационную экономику».

Кроме того, по словам Владимира Полохало, необходимо вычистить из законодательства нормы, препятствующие интеграции Украины в европейское образовательное пространство. Глава комитета приводит пример с подготовкой договора между Кабинетом Министров Украины и правительством Польши о создании украинско-польского Европейского университета. Несмотря на то что между премьерами двух стран была подписана декларация о создании такого учебного заведения еще 28 марта прошлого года, только сейчас, из-за несогласованности украинского и польского законодательства, подготовлен проект такого соглашения. «Думаю, что создание этого университета не просто помогло бы организации совместного обучения польских и украинских граждан и осуществлению совместных научно-исследовательских проектов, а стало бы для Европы определенным знаком, что Украина, действительно, делает все для такой интеграции», -отмечает Владимир Полохало.

В утвержденном в 2007 году специальном плане действий были определены принципы и задачи Болонского процесса в Украине. Множество дат и сроков, указанных в документе, «поплыли». Данные так называемой лондонской инвентаризации (она проводится раз в два года) свидетельствуют, что по исполнению требований Болонского процесса Украина в 2007 году занимала 35-е место среди 48 его стран-участниц. Так, например, остаются не до конца решенными вопросы оптимизации количества вузов, подчинения всей сети высших учебных заведений одному органу государственного управления - Министерству образования и науки. Несмотря на предпринятые попытки, Минобразования так и не создало адекватную систему определения рейтинга вуза по международным показателям.

Не удается должным образом наладить механизм признания на международном уровне украинских дипломов. Вузы, внедрившие общие программы и присваивающие «общепризнанные» степени совместно с высшими учебными заведениями за рубежом, составляют лишь 3% от общего количества украинских высших учебных заведений. В свою очередь, внедрение Европейской кредитно-трансфертной системы привело к тому, что перегруженными оказались и студенты, и их преподаватели. Нагрузка доцента вуза сегодня составляет в среднем 900 часов в учебный год - это самый высокий показатель в Европе.
Более серьезной проблемой, на которую напоролся Болонский процесс, является непонимание его сути и преимуществ в среде преподавателей и руководителей вузов, а то и откровенное сопротивление этой среды. Нельзя не учитывать и того, что неизбежная реструктуризация системы учреждений высшего образования, зачисление в вузы по результатам внешнего тестирования ломают обкатанные коррупционные схемы. Поэтому можно предположить, что исход схватки с коррупцией покажет, являются реформы, которые несет с собой Болонский процесс, жизнеспособными или же бутафорными.

Впрочем, воплощение идей Болонского процесса невозможно без полноценной реализации принципа мобильности студентов и преподавателей. Момент весьма деликатный - ведь это уже игра на поле Европы (в прямом и переносном смыслах). А значит, образовательная политика уступает место миграционной. Желающих поучиться семестр-другой в европейских университетах, где образовательные услуги дешевле, чем в Киеве, и не надо давать взятки, хоть отбавляй. Лучший способ сдержать их - не признавать наши дипломы.

Освітня політика

Previous post Next post
Up