ОДНИМИ ИЗ ПЕРВЫХ, КТО ПРИБЕЖАЛ ПОЗДРАВЛЯТЬ С НАЗНАЧЕНИЕМ ТОЛЬКО ЧТО ВОШЕДШЕГО В СТЕНЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДМИТРИЯ ТАБАЧНИКА, БЫЛИ РУКОВОДИТЕЛИ НЕКОТОРЫХ ВУЗОВ. КАК ОКАЗАЛОСЬ, ИХ НЕ ЗРЯ ПЕРЕПОЛНЯЛО ЧУВСТВО ПРЕДАННОСТИ НОВОМУ НАЧАЛЬСТВУ
Написано з Ніною Красновою
Буквально на второй день после назначения вице-премьером по гуманитарным вопросам Владимир Семиноженко заявил, что в этом году снова будут введены вступительные экзамены в вузы, хотя внешнее независимое оценивание знаний (ВНО) при этом не упраздняется. Более того - для поступающих на контрактную или заочную (она, впрочем, и так преимущественно платная) формы обучения тесты вообще будут отменены.
КАК ИЗВЕСТНО, за отмену обязательного характера ВНО ратовал и Дмитрий Табачник, подчеркивая, что таким образом расширяется автономия вузов в вопросах приема абитуриентов и организации источников финансирования. Кроме того, Владимир Петрович недвусмысленно намекнул, что движение по пути Болонского процесса будет приторможено: «Болонская система в украинском прочтении усложняет систему образования, а результат ее внедрения не совпадает с лозунгами, под которыми эти реформы проводились». Это притом, что в политической платформе Партии регионов Болонскому процессу отводится более почетное место. «Мы считаем необходимым эффективно использовать ресурсы развития, которые предоставляет Украине участие в Болонском процессе», - сказано там.
Каждому очевидно, что при всей неидеальности системы ВНО отказ от нее (а отмена обязательного статуса тестирования фактически его подразумевает) обеспечит расцвет коррупции во время вступительной кампании. Но в нынешней ситуации волнует еще и тот факт, что освобождение вузов от чего-то не совсем понятного их преподавателям (Болонская система) или от чего-то, что мешает жить их ректорам (ВНО), преподносится как расширение вузовской автономии. Это наталкивает на мысль, что после таких подарков новой власти учреждениям высшего образования предоставления настоящей автономии ждать не следует. Во-первых, новый министр образования и науки, не жалевший презрительных эпитетов и метафор для характеристики деяний своего предшественника, вполне может подвергнуть ревизии предпринятые им шаги в отношении автономии. Во-вторых, правительство Николая Азарова вообще не назовешь реформаторским или же либеральным - скорее наоборот. А Президент Виктор Янукович является приверженцем четкой и полностью подконтрольной государственной вертикали. Поэтому идею автономии - правильную, но противоречащую принципам государственного менеджмента «бело-голубых», - скорее всего, как и раньше, будут забалтывать. Наконец, в-третьих, даже те полномочия в рамках автономизации, которые вузами уже получены, могут оказаться для них обузой.
СВОБОДНАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЗОНА
В этой связи нелишне напомнить основные постулаты идеи автономизации высших учебных заведений. Во-первых, это организационная автономия, касающаяся внутренней стратегии развития и структуры, назначения ректоров, проректоров и органов управления. Во-вторых, академическая автономия, в рамках которой вуз имеет право определять специализацию, количество студентов и учебных дисциплин, критерии набора абитуриентов, гарантии качества обучения. В-третьих, финансовая автономия, связанная с независимостью в использовании финансовых ресурсов (назначением платы за обучение и оплаты труда преподавателей, правом собственности на физические активы, ограничениями в финансовых операциях, формированием резервов и т.д.).
За пять истекших лет идея автономии стала более чем притчей во языцех. Так, Министерство образования и науки предоставило вузам право самостоятельно утверждать учебные планы, принимать участие в формировании госзаказа на подготовку специалистов, определять количество мест для льготников (не менее 25% от объема госзаказа на каждую специальность). Внедрен принцип свободной траектории, согласно которому уже в 2010 году первокурсники смогут самостоятельно выбирать 25% дисциплин для изучения по специальности. Кроме того, в прошлом и нынешнем годах 13 ведущих университетов Украины получили (правда, на пять лет) статус исследовательских, что позволяет им самостоятельно устанавливать количество абитуриентов, нормативы численности научно-педагогических кадров, выдавать дипломы о высшем образовании собственного образца, принимать окончательное решение о присуждении ученых степеней и званий и т.д. Вузовская автономия стала в определенной степени политическим проектом - положения о ней были зафиксированы в политической платформе Партии регионов, а также в предвыборных программах конкурентов Виктора Януковича.
Но полномасштабное наделение украинских вузов автономией зависло, и это неудивительно. В идеале понятие автономии означает, что университет должен существовать как учреждение, морально и интеллектуально независимое от политической и экономической власти. Для того чтобы эта идея стала реальностью, недостаточно просто принять соответствующий закон - речь идет о переформатировании всей системы взаимоотношений между государством, общественностью и вузами. Можно ли представить себе, что руководство государства, по крайней мере сейчас, превратит систему учреждений высшего образования в некую свободную интеллектуально-экономическую зону? Ведь по сложившейся традиции власть воспринимает вузы как ресурс, значительно зависящий от государственного финансирования, из которого можно легко извлекать электоральные дивиденды; как полностью подконтрольные ей субъекты хозяйствования.
Поэтому при самом благоприятном развитии событий вузовская автономия должна будет пройти через длинный переходной период. «Поскольку мы должны опираться на действующее законодательство, элементы автономизации можно будет внедрять постепенно, - говорит проректор по научной работе Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича Александр Ушенко. - Так как профильному министерству объективно сложно способствовать автономии, потому что оно создано не для этого. Вся государственная вертикаль не способствует развитию мобильности и гибкости университетов. А это в конечном итоге очень сильно бьет по нашей экономике».
ИСТОЧНИК АВТОНОМНОГО ПИТАНИЯ
Весьма болезненным для вузов, особенно государственных, является вопрос финансовой автономии. «Наш университет в прошлом году получил около 400 млн. грн. из общего и еще 180 млн. из специального фонда госбюджета. Последняя сумма - это средства, которые мы заработали сами за предоставление образовательных услуг, прикладные научные исследования, аренду помещений и т.д. Но они университету не принадлежат, а засчитываются в госбюджет, поэтому на них распространяются процедуры тендеров, казначейского обслуживания и т.д. Вот и возникает ситуация, когда мы хотим отремонтировать университетскую поликлинику, которой пользуются еще три учебных заведения, но не можем этого сделать, хотя на это, казалось бы, имеются деньги», - рассказывает Владимир Бугров, проректор по научно-педагогической работе Киевского национального университета им. Т. Шевченко.
Основной формой зарабатывания денег для вузов сегодня является прием на обучение студентов-контрактников, ибо на осуществление полноценной научной деятельности, которая, по идее, должна стать для них главным источником дохода, бюджетного финансирования недостаточно, а инвесторов найти не так просто. «Даже в Америке наиболее самоуправляемые университеты сотрудничают с государством, реализовывая государственные проекты, и получают от правительства финансирование, - замечает первый проректор Украинского католического университета Львова Тарас Добко. - Почему бы нашим университетам не объединиться и не разработать изменения в налоговом законодательстве, которые способствовали бы инвестициям бизнеса в образование и науку?»
Но рассчитывать на получение от новой власти налоговых льгот и свободы в распоряжении бюджетными средствами особо не приходится. Александр Ушенко вспоминает, как в первые годы независимости в Черновицком университете разрешили открыть венчурные фирмы. Это было пять государственных научно-исследовательских предприятий, которые занимались научно-прикладными разработками. «Они, конечно, не принесли баснословной выгоды, но были источниками новаторских идей, и за их счет финансировалась определенная часть сотрудников. Потом их запретили, поскольку посчитали, что технопарки могут быть окном для контрабанды», - рассказывает Александр Григорьевич.
Впрочем, даже высокое доверие государства к ведущим университетам в вопросах автономии (в том числе финансовой), выразившееся в предоставлении им исследовательского статуса, оборачивается столь же высокими требованиями, выполнить которые вузам очень трудно. «Когда на ученом совете мы посмотрели критерии соответствия университета статусу исследовательского, то схватились за голову, - рассказывает Владимир Бугров. - На каждую гривню, полученную на проведение научных исследований, мы должны будем заработать 50 копеек. Сегодня наш университет зарабатывает 31 копейку, и это один из самых высоких показателей в Украине. Поэтому у многих ученых возник вопрос: «А зачем нам нужен этот статус?» Хотя мы от него, конечно, не отказываемся».
Безусловно, и в обществе, и в государстве существуют и вполне обоснованные опасения, что автономия может превратить университет в вотчину ректора, в маленькое частное предприятие. «Чтобы эксперимент не провалился, нужно предъявить этим университетам требования открытости, прозрачности и подотчетности. И речь идет не только о подотчетности органам государственного контроля, но прежде всего общественности. Заинтересованные стороны должны иметь возможность оценить эффективность использования ресурсов, соблюдение реализации стратегических планов по развитию университета, уровень трудоустроенности выпускников, соответствие миссии и т.д. Ректоры должны быть публичными личностями, которые присутствуют в общественном пространстве и берут на себя ответственность за развитие гражданского общества, а не только заглядывают в карман Министерства», - утверждает Тарас Добко.
Комментарий
ОЛЕГ ШАРОВ
первый проректор университета экономики и права «Крок»
Если пять лет назад никто не знал, что такое университетская автономия и для чего она нужна, то сегодня академическое сообщество к ней стремится. Однако автономия предполагает делегирование вузам некоторых полномочий государственных органов, что требует открытости одних и доверия других. Сейчас в стране много взаимного недоверия, которое тормозит процессы развития и модернизации. Видимо, требуется еще какое-то время, прежде чем идеи автономии пробьют себе дорогу. При одностороннем понимании автономии говорят об угрозе сосредоточения власти в ректорате и как следствие ухудшении положения преподавателей и студентов. На самом деле автономия не может рассматриваться отдельно от академической свободы преподавателей и студентов. Это вещи нераздельные. Сегодня академическую свободу ограничивают излишне мелочные регламентации государственного и вузовского уровней. Общество должно преодолеть это. Без академической свободы не будет ни педагогического творчества, ни передовых исследований. А студент сегодня хочет получить образование, которое нужно именно ему. Его представления могут не совпадать с мнением авторитетных специалистов, но молодой человек должен иметь право выбора и принять хотя бы часть ответственности на себя.
Discovery
Сегодня статус самоуправляемых (автономных) исследовательских национальных вузов в Украине предоставлен Национальному техническому университету Украины «Киевский политехнический институт», Национальному университету «Львовская политехника», Киевскому национальному университету им. Тараса Шевченко, Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого, Львовскому национальному университету им. Ивана Франко, национальным университетам «Киево-Могилянская академия» и «Острожская академия», Национальному горному университету, Национальному университету биоресурсов и природопользования, Национальному техническому университету «Харьковский политехнический институт», Харьковскому национальному университету им. Василия Каразина, Киевскому национальному экономическому университету им. Вадима Гетьмана, Национальному авиационному университету.
Статус исследовательского предоставляется на пять лет, после чего университет должен его подтвердить почти по 30 критериям. Среди них - защита не менее 300 кандидатских и 50 докторских диссертаций за последние пять лет, наличие не менее 150 штатных докторов и 500 штатных кандидатов наук, получение не менее 50 патентов и лицензий за последние пять лет (для технических и технологических университетов), наличие не менее одного научного объекта, который представляет собой национальное достояние, функционирование не менее одного центра коллективного пользования наукоемким оборудованием, публикация на протяжении года в среднем не менее 150 статей в профессиональных изданиях, которые входят в международные наукометрические базы данных (Web of Science, SCOPUS), осуществление подготовки кандидатов и докторов наук не менее чем по 70 научным специальностям, получение молодыми учеными не менее пяти государственных премий, премий и грантов президента Украины, премий кабинета министров Украины, премий Национальной и отраслевых академий наук Украины.