Кризис оградил украинский рынок от российской книги

Apr 15, 2009 23:55

ЧТОБЫ ИЗВЛЕЧЬ ПРИБЫЛЬ ИЗ БЛАГОПРИЯТНОЙ РЫНОЧНОЙ КОНЬЮНКТУРЫ, ИЗДАТЕЛЯМ НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ




Кажется, сбывается мечта патриотов отечественного книгоиздания, - в последние три месяца потребители стали отдавать предпочтение не российской, а украинской книжной продукции. Об этой обнадеживающей тенденции рассказывали издатели и книгодистрибьюторы во время круглого стола, состоявшегося 2 апреля в рамках выставки-ярмарки «Книжный мир».

Директор дистрибьюторской компании «Саммит-книга» Игорь Степурин говорит: «На сегодняшний день структура продаж нашей компании показывает, что потребитель сориентировался на украинскую литературу, на отечественную книгу. Российские издатели не только стали выпускать меньше книг, но и подняли цены на них до заоблачных высот. Такие крупнейшие издательства, как «Эксмо», АСТ переносят книгу в сегмент элитарного продукта. А магазины стали больше заказывать литературы, которая продается. Поэтому в рейтингах продаж книготорговых сетей («Эмпик», «Книжный супермаркет») российская литература практически отсутствует».

Кризис, похоже, естественным путем решает проблему доминирования российской книги на украинском рынке, с которой у нас предлагали бороться, вводя квоты или ограничения.

С одной стороны, российские издатели и дистрибьюторы действительно испытывают финансовые трудности. Например, над крупнейшей оптово-розничной книготорговой компанией России «Топ-книга» нависла угроза банкротства. С другой стороны, украинские издатели пользуются рядом льгот, которые (кроме пониженной ставки НДС) уже отменены в России. Это не могло не отразиться на продажах. И, наконец, кризис, очевидно, все же стимулирует интерес потребителей к «разумному-доброму-вечному», поэтому торговля книгами, как многие опасались, хоть и сбавила темпы, но не прекратилась. Более того, некоторые издатели, с которыми во время ярмарки общались «k:», утверждали, что за последние три месяца поступления средств от предприятий книжной торговли даже возросли.

Но такую позитивную динамику ощутили не все издательства и дистрибьюторы, а только те из них, кто расширил ассортимент книжной продукции, стал осваивать новые жанровые ниши. Сокращение количества наименований отмечается у 55% издательств, средний тираж упал почти вдвое. Но 25% издательств даже при таких условиях не сократили тиражи и ассортимент, а 15% (самые крупные) даже увеличили его едва ли не на четверть, ведя поиск потребителя в нишах. Эти результаты анализа состояния отрасли, проведенные на основе опроса издательств, выпускающих 70% украинских книг, озвучил президент Украинской ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Александр Афонин. «С октября 2008 года мы увеличили количество наименований в магазине на 25%. Это очень много, - за весь 2007 год мы расширили ассортимент лишь на 15%. Сделано это, чтобы предоставить покупателям больше выбора. В марте мы увидели, что оборот упал на 15%. Если бы мы не расширили ассортимент, он упал бы на 40-45%», - рассказывает Константин Климашенко, владелец сети «Книжный супермаркет».

Однако этой, по большому счету благоприятной ситуации, сложившейся на рынке, украинские издатели не спешат радоваться. Во-первых, без российской продукции украинский книжный рынок не может обойтись. «Мы хотим в этом году почти полностью отказаться от услуг посредников и напрямую ведем переговоры с российскими издателями о специальных ценах для Украины. Ставя на российскую книгу большую наценку, мы можем более-менее пристойно продавать украинскую книгу. Ведь у нас коммерческая аренда, рыночные зарплаты, - продавая исключительно украинские книги, этого не потянуть», - говорит Константин Климашенко.

Во-вторых, у украинских издателей не хватает ресурса для того чтобы удержать рынок. Речь идет об оборотных средствах, за счет которых, собственно, и возможно расширять ассортимент. В триаде «издатель-полиграфист-книгодистрибьютор» издатель оказался самым уязвимым звеном, ведь он, по сути, выступает в ней универсальным кредитором, делая предоплату за услуги печати и отдавая продукцию на реализацию в магазины. В то же время недорасчеты с ним со стороны дистрибьюторов, по данным проведенного УАКК анализа, достигли 40%. «У нас снизился оборот, потому что мелкие магазины перестали платить. Поэтому мы сейчас активно сотрудничаем только с сетями, - говорит Элеонора Симонова, директор издательства «Нора-друк». - Сейчас мы не можем, как раньше, нанимать людей, которые ездят по магазинам и выбивают из них деньги».

Как утверждает Александр Афонин, украинскому издателю сейчас, как никогда, нужен инвестор, кредитор, благодаря которому они могут получить оборотные средства. «Отдельные банки уже готовы кредитовать издательские проекты, которые могут быть оценены как коммерческие. Но требуют, чтобы издатель и полиграфист обслуживались в их же банке, чтобы эти средства не выходили за его пределы», - говорит он. Нужно снова просить государство обратить внимание на эту проблему. Но, как уже не раз бывало, подобные мольбы доходят до государственного слуха в лучшем случае через десятилетие.

Культурна політика

Previous post Next post
Up