Таких перекрёстков множество в Москве, а это наш местный перекрёсток - здесь Верхняя Сыромятническая выходит на Земляной вал и дальше, за кольцом, идёт к центру уже Воронцово поле. Здесь волею разных людей из разных времён собралась разношёрстная компания домов - от XVII века до, в буквальном смысле, сегодняшнего дня.
Слева монументальный сталинский дом, архитекторы И.Н.Кастель и Т.Г.Заикин. Годы постройки указывают в разных источниках странные - 1939 -1952, 1939 -1944 и просто 1953. Мне кажется, что это не 50-е годы, а гораздо раньше, это советский неоклассицизм, а дома 1949 -1952 годов - поздний сталинский ампир, как дома 42 и 46 на внутренней стороне кольца почти напротив.
За ним спрятался старожил этих мест - особняк, известный как палаты Матюшкиных. Он был построен в 1680 году боярином Матюшкиным, двоюродным братом царя Алексея Михайловича. В дальнейшем он перестраивался новыми владельцами, последняя достройка была сделана в послепожарное время 1813-17 гг., и появился модный тогда портик с шестью ионическими колоннами. До 1880 года усадьбой владели купцы Лукутины, в гостях у которых бывал хирург Н.И.Пирогов, который, кстати, родился здесь рядом, в Мельницком переулке. При доме был парк, который владельцы передали городу, и он стал Потешным садом, т.е. общественным парком. Теперь это унылый привокзальный скверик. Дом сейчас представляет собой офисное здание, внутри, говорят, кое-что сохранилось.
На фото виден фасад с колоннами, который утыкается в тыл огромному дому, отгородившему его от проезжей части. Но здесь, как говорится, жив - и спасибо.
На заднем плане Chkalov-дом, строился последние три года на вокзальной площади, так, чтобы из него сразу был вход в метро Чкаловская. Наблюдать было любопытно. «Первый небоскрёб на Садовом кольце! Chkalov - выбор тех, кто уже добился успеха и стремится к большему». В июне - скидки. Двухкомнатную квартиру можно вместо 47 млн купить за 45, а на четырёхкомнатную за 360 млн тоже какая-то скидка. Вот не возьму в толк, зачем, имея такие деньги, покупать квартиру на вокзале? Наверно, этому есть объяснение, просто я как Бальзаминов - «потому что не привык я думать, как богатые». Этот дом мне не особенно мешает, с муравьиной точки зрения его пока можно и не замечать.
А вот белый дом справа - это «позор джунглей». Построенный в 1960 году по экспериментальному проекту блочный дом, наполовину муниципальный, наполовину кооперативный, он резко выпадает из застройки этой части кольца, где от Высокояузского моста до вокзала, а по чётной стороне и дальше, идут сталинские и дореволюционные дома. В этом доме открылся популярный магазин «Людмила», и мы его так и называли - где живёт новенькая? - да в «Людмиле». К тому же эта «Людмила» расположилась прямо рядом с усадьбой Усачёвых-Найдёновых, которая, хотя и потеряла часть своего шарма, когда её лишили паркового участка перед домом, старинного чугунного забора и симпатичных дореволюционных каменных столбиков у тротуара, всё же никак не компонуется с «Людмилой» (вообще-то магазина уже нет, но привычка осталась).
Наверно, не очень понятно, почему мне не нравится обычный белый дом, и в то же время не особенно раздражает наш безобразный ТЦ Атриум - ну, во-первых, он не торчит у меня прямо перед глазами, и во-вторых - это просто цветастый балаган, это не дом, а что он закрывает вокзальную площадь - так на что там смотреть? На эту стеклянную халабуду, которая теперь вместо прекрасного старого здания вокзала? И был там приятный момент - одно время кафе у фонтанов работало всю ночь, и можно было там встретиться или просто посидеть хоть в час или в два ночи, благо, до дома близко.
А это фото 1957 года, на котором пока только два дома из упомянутых мной, и место, где теперь «Людмила». Помещаю просто потому, что нравится.
Про эти снесённые дома тоже есть что написать, но это, как говорится, совсем другая история.