Модернизация здравоохранения: хотели как лучше, получилось как всегда

Nov 02, 2012 15:58



Для начала отследим происхождение денег на модернизацию. Деньги обещала выделить федеральная власть и выделила. Но как? С 2011 года работодателю подняли налог (отчисления в фонд социального страхования) с 3,1% до 5.1% , тем самым собрав с населения 230 млрд. руб. в год или 460 млрд. руб. за 2011-2012 года. Естественно, работодатели заложили повышение налога в стоимость продукции и обесценили нашу зарплату ровно на 2%. Теперь граждане смогут купить на ту же зарплату лишь 98% продукции, нежели раньше. Таким образом, мы с вами заплатили за модернизацию здравоохранения. Дело хорошее, нужное и внешне правильное. Но, отследим дальнейшее развитие ситуации.
На нашу область перепало более 10 млрд. руб. «федеральных» денег. Данные средства должны были быть потрачены на четыре основные задачи:
1. Внедрение медико-экономических стандартов (МЭС), повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами специалистами;
2. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
3. Внедрение современных систем в здравоохранение;
4. Ремонты помещений.
По задумке авторов модернизации, ожидаемый эффект должен был быть следующим. Больницы укомплектовываются новейшим оборудованием, проводятся крупномасштабные ремонты, внедряются информационные системы, способствующие качественному изменению медицинской помощи (начиная от уменьшения очередей в регистратуру и заканчивая профилактикой на ранней стадии заболеваний вместо традиционного лечения по факту). При внедрении повышенных стандартов вырастет и зарплата медицинских работников. Все отлично, но не учли одного. Кто будет реализовывать эту программу? Как она будет претворяться в жизнь на местах?
Давайте попробуем разобраться на примере Свердловской области.
Упор на реализацию программы модернизации в Свердловской области сделан на внедрение стандартов и увеличение доступности оказания медицинской помощи.
Внедрение стандартов - это модернизация стационара. Стандарт можно внедрить в полном объеме, если закуплено медицинское оборудование и произведены ремонты, а медики обучены работе на новом оборудовании.
Завершить данный этап модернизации планировалось в 2011 г., и в этом же году в результате проведения "торгов" по приобретению оборудования осталось более миллиарда рублей. Но по каким-то причинам сэкономленные финансовые средства не были направлены на дозакупку оборудования и ремонты больниц.
В середине 2012 г. принимается решение сэкономленные в 2011 году финансовые средства направить на внедрение стандартов и увеличение доступности медицинской помощи. Задним числом (с января 2012 года) пересчитывают стоимость медико-экономических стандартов, в которых резко поднимается федеральная составляющая, и увеличивается стоимость посещения гражданами узких специалистов в поликлинике.
Денежные средства за прошедшие полгода огромной суммой (в размере более 600 млн. руб.) передаются в муниципальные образования. Параллельно проводится другая работа - массовое внедрение новых стандартов. Для получения новых МЭС, муниципалитету достаточно написать заявление (даже по факсу). Поверки на наличие в том или ином муниципалитете необходимого для внедрения стандартов оборудования, соответствует ли оно новым санитарным нормам, не проводятся. Масштабы модернизации настолько велики, что на это просто не хватает ни временных, ни технических, ни человеческих ресурсов. В итоге, с 1 сентября 2012 года вся область работает по "новым" МЭСам и соответственно - по новым ценам.
Плохо ли это? Да конечно нет, кроме одного "но". Переход на новые МЭС - это не только деньги, но и условия и возможности для их реализации. А вот здесь проблема. Укомплектованность оборудованием муниципалитетов низкая, не говоря уже о современном оборудовании, которого недостаточно. Ремонты, проводимые в рамках модернизации, почему-то не затронули основных площадей (для этого нужны полномасштабные проектные работы, перевод больных из одного стационара в другой и т.д., проще сделать мегадорогой ремонт в отдельных кабинетах), и медицинскую помощь приходится оказывать, а пациентам получать в прежних условиях.
Денежные средства, выделенные на программу модернизации в направлении улучшения доступности оказания медицинской помощи, в размере 70 % муниципалитеты вправе направить на зарплату. Оставшиеся 30 % - на расходные материалы и медикаменты. В стационарах «денежные средства модернизации» тратятся на медикаменты, питание и заработную плату. За последнее время благодаря модернизации на счета муниципалитетов поступило астрономическое количество денег, как за счет перерасчета тарифов с начала года, так и текущее финансирование.
Итак, модернизация считается исполненной, если муниципалитеты отчитались за использование поступивших денежных средств. Муниципалитет такого количества денежных средств одномоментно использовать просто не в силах. Заработная плата начислена, выплачена, медикаменты, расходные материалы закуплены. Остаток денежных средств в муниципалитетах Свердловской области на 15 октября 2012 года превысил 1 млрд. рублей, продолжают поступать деньги за октябрь, ноябрь, декабрь. Таким образом до конца года необходимо истратить более 1,5 млрд. рублей. Туда же - на зарплату, медикаменты, расходные материалы. Программа модернизации рассчитана до 2012 года, и все денежные средства должны быть использованы до его конца. Министр здравоохранения вынужден требовать с главных врачей выполнения планов модернизации в Свердловской области, как говорится «кровь из носу». Те увеличивают заработные платы и сверхнормативные запасы.
В настоящий момент руководители медицинских учреждений, поставлены в затруднительное положение. На них внезапно свалились сумасшедшие деньги, которые они могут потратить только на несколько статей. Зарплаты, ремонты, и закуп расходного материала. Но как провести крупные ремонты за столь короткие сроки? Сколько можно купить медикаментов? Где все это хранить? Задача потратить деньги любой ценой! Кто не успеет - увольнение. Ну и что вы думаете? Куда идут деньги модернизации? Правильно, на зарплаты и премии медицинским работникам. Причем без увеличения профессиональных показателей. Просто так. Средняя зарплата врача за август составила 60 тыс. рублей, даже если он хуже работал. Причем зарплата поднимается не системно, а точечно. То есть отдельным лицам. Начинаются склоки в коллективах и жалобы на главных врачей, увольнения из-за обид. А самое главное - исчезает стимул работать, ведь деньги «падают» просто так. Что будет, когда после окончания программы модернизации зарплата вернется к прежним размерам? Очередной отплыв специалистов прогнозируется с начала года при том, что мы и так имеем врачей-пенсионеров и персонал предпенсионного возраста. Новым технологиям врачи не обучились, МЭС внедрены, но по факту не работают. Новые кадры привлекать не чем, хотя, к примеру, логично было бы построить служебное жилье для молодых специалистов. Получилась этакая бомба замедленного действия, и она обязательно сработает.
Шальные деньги непременно отразятся и на рынке медикаментов. Больницы закупились, кто сколько смог, но больше, чем необходимо, тем самым создав дефицит на рынке и соответственно подхлестнув инфляцию. Производители, увидев такой спрос, начали наращивать мощности, а спрос искусственный и ни как не связан с рынком. Впереди провал и резкое снижение спроса.
Итак, вывод очевиден. Мы заложили искаженные стимулы профессионального развития медицинского персонала. Мы не решили проблемы внедрения МЭС. Мы не смогли привлечь новые кадры в профессию и более того посеяли неразбериху в старых коллективах. Ремонты проведены частично. Нужного оборудования не поставлено. Помещения не готовы. Областное министерство здравоохранения провалило программу модернизации. Мы просто «проели» 6,5 млрд. руб., выделенных нам с федерального бюджета, а ранее с нас же самих полученных.
Ну, а на последок, в подтверждение моих мыслей, статья в Коммерсанте, из которой следует, что глава Минздрава России предлагает продлить программу модернизации до конца 2013 года и еще 50 млрд. руб.

Здравоохранение, Ряпасов, Белявский

Previous post Next post
Up