Oct 22, 2015 19:13
Тὸ δοθὲν τοιγαροῦν
ἐμφύσημα θεῖον τω πεπλασμένῳ, οὐκ αὐτὴν εἶναί φαμεν τὴν ψυχήν (ἧ γὰρ ἂν ἄτρεπτος
ἦν, ὡς ἐκ τοιαύτης προελθοῦσα φύσεως), ἀλλὰ τὴν τοῦ αγίου Πνεύματος μετουσίαν
ἐντεθεῖσαν ἐξ ἀρχης τῆ ἀνθρωπείᾳ ψυχῆ. Πᾶσα γὰρ ἡ τελειότης τοῖς πεποιημένοις διὰ
τοῦ Πνεύματος, ὅθεν καὶ κατ’ εἰκόνα Θεοῦ τὸ τεχνηθὲν ἐποιήθη ζὦον, ὡς διὰ της
μετουσίας τοῦ Πνεύματος, πρὸς αὐτὸν μεμορφωμένον», Ἡ Βίβλος τῶν θησαυρῶν, PG 75 584D 585A.
Итак данное сотворенному дуновение божественное, не есть сама душа (ибо непревратной была была как из такой происшедшая природы), но Духа Святого пресуществление(?) причастие (μετουσίαν) помещенное из начала в человеческой душе. Ибо всякое совершенство сотворенным через Духа, поэтому и по образу Божию смастеренное сотворенно животное, как через пресуществление(?) причастие (διὰ της μετουσίας) Духа (к) Ему (пре)образуемое.
Справедливорсти ради надо сказать что у св.Кирилла стоит не μετουσιώσις, а μετουσία. Но я не вижу иного перевода этого слова как также пресуществление...
Кирилл Александрийский,
Богословская терминология