Интересный разговор. Синодальная Церковь всегда присоединяла к себе канонические территории Константинополя и т.д просто мечом. Но когда также поступали с ними при чем с теми же землями которые они ранее силой неканонично присоединили,московиты начинают говорить о беззаконии...
1. Румынская Церковь своим односторонним, предпринятым без согласия Рус- ской Церкви решением не имела права определить судьбу Кишиневской епархии в смысле подчинения ее своей власти п[Spoiler (click to open)]осле того, как Православная Бессарабия в течение ста лет составляла нераздельную часть русского церковного тела: такой образ действий Румынского Священного Синода противоречит одинаково и духу христианской любви, и исконным каноническим указаниям и священным обычаям Православных Церквей. Указание на то, что будто политическое единение всегда влечет за собой и единение церковное, не может в данном случае служить оправ- данием для Румынской Церковной власти, во-первых, потому, что оно само не оправдывается историей, и, во-вторых, потому, что такая точка зрения покоится на смешении природы церковной и политической жизни, разнородных по самому сво- ему существу. Государственный меч не может, как известно, сам по себе определить границы Поместных Церквей: пределы юрисдикции последних устанавливались всегда известными каноническими нормами, нарочитыми соборными опреде- лениями или взаимным соглашением отдельных Церквей.
После того как митр. Евлогий приступил к делу произошел такой диалог в Ставке :
"Вмешался в наш разговор Великий Князь Петр Николаевич:
- Я хочу вам поставить церковно-канонический вопрос: имеет ли Синод право устраивать свое управление, пока территория еще не русская? Она ведь остается и сейчас территорией Вселенского Патриарха…
[Митрополит Евлогий]- По смыслу церковных законов, Церковь в своем управлении следует за государствами. Если территория уже управляется русскими гражданскими властями, то и Русская Церковь имеет право организовать свое управление".
Митр. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. Глава 15