http://www.protiv-eresi.ru/2015/01/345.html Рецензия своевременна и важна. В частности потому, что выявляет, то что действительно можно назввать еретическим персонализмом.В целом хорошо, но есть много важных замечаний... Автор рецензии напрасно иронизирует по поводу «Исповедания веры св. Григория Паламы» Содержание «Исповедания» вряд ли может быть охарактеризовано такой формулировкой, как «учение по всем основным богословским вопросам».
Нет не вряд ли.. Этот великий догматический текст читали греческие епископы при поставлении во времена турецкого ига и сейчас кое где эта практика сохраняеться.
http://www.symbole.gr/chrtoms/dogma/1171-fides19 После этого разбора Священный кинот Святой горы осудил некоторые работы Яннараса как еретические.
Отдельные отцы отзывались отрицательно, но не Кинот. Кинот осудил категорически шамбезийские соглашения как еретические. Это да. Официально. ЭПЦ просто категорически их отвергла без характиристики их еретическими.
И вот наверное самое главное в рецензии…Правота у авторов есть, но они сами плавают в отеческой традиционной терминологии и по этому критика звучит неубедительно
нельзя вот так вот, без всяких объяснений и оговорок, подменять в головах все новых и новых поколений студентов принятый Святыми отцами в качестве подходящего для описания тайны Пресвятой Троицы аристотелевский термин «ипостась»
Совершенно верно, нельзя...
Чем же подменять пытаються?
разработанным лишь в Новое время понятием «личность», означающим совокупность различных характеристик («психологический портрет», так сказать) человеческого индивидуума,
Именно это я бы и назвал еретическим антиперсонализмом.
Но ипостась,отмечаю нечеткость автора рецензии,ипостась- это никакой не аристотелевский термин а просто греческое слово означающее то что есть, кто есть, само это «есть».
(вот как его определяет прп. Иоанн Дамаскин (Диалектика
«Слово ‘ипостась’ имеет два значения. Взятое в общем смысле, оно означает усию и субстанцию... В собственном же смысле оно означает единичный объект - например, Петра, Павла или, скажем, лошадь»
Ну неужели авторам рецензии не поятно, что не мог Дамаскин говорить латынский эретический бастард субстанция тем более что в русском это вроде бы пока синоним сущности... откуда они это взяли? Откуда взяли объект?
Дают ссылку оригинал. [22] Die Schriften des Johannes von Damaskos / besorgt von P. Bonifatius Kotter. Berlin, 1969. Bd. 1. S. 108.
Почему просто не на Миня, которые есть в сети?почему не на сайт
http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/paterikon/iwannhs_damaskhnos_dialectica_sive_capita_philosophica.htmЧто ФГ это тайна такая за 7 замками? Что надо на Kotter ссылаться?))
Ну неужели непонимают что нельзя критиковать ,да еретичествующего, человека, но несуществующим Дамаскиным с субстанциями и объектами?
43.2] Τὸ τῆς ὑποστάσεως ὄνομα δύο σημαίνει· ποτὲ μὲν τὴν ἁπλῶς ὕπαρξιν,
καθὸ σημαινόμενον ταὐτόν ἐστιν οὐσία καὶ ὑπόστασις, ὅθεν τινὲς τῶν
ἁγίων πατέρων εἶπον αὐτὰς φύσεις ἤγουν τὰς ὑποστάσεις· ποτὲ δὲ
τὴν καθ᾿ αὑτὸ καὶ ἰδιοσύστατον ὕπαρξιν, καθ᾿ ὃ σημαινόμενον τὸ
ἄτομον δηλοῖ τῷ ἀριθμῷ διαφέρον ἤγουν τὸν Πέτρον, τὸν Παῦλον, τὸν
τινὰ ἵππον.
Ипостаси имя два значения имеет. Иногда же просто бытие, в каковом значении одно и то же есть сущность и ипостась. Почему и сказали неции отцы природы они же ипостаси; иногда же само по себе и самостоятельное бытие, в каковом значении обозначаемое, -атомо (неделимое) являет, числом отличное как Петр. Павел, или конкретная лошадь.
C. 50
… Православие никогда не рассматривало божественную природу как предмет религиозного поклонения… предметом поклонения всегда является Лицо, Личность, т. е. лица Пресвятой Троицы, а не безличное божественное естество.
О. Давыденков. Догматическое богословие
Довольно интересно. Так таки и никогда? По моим сведениям это происходит на каждом субботнем повечерии...
см.
http://voutsinasilias.blogspot.gr/2010/05/blog-post_14.html ᾨδὴ γ΄. Τῷ πρὸ τῶν ἀιώνων.
Μίαν προσκυνοῦμεν, τρισυπόστατον φύσιν ἀμέριστον, Πατέρα, Λόγον, καὶ τὸ Πνεύμα, ἀκατάληπτον ἕνα, Θεὸν ἄναρχον ἀΐδιον, ὑφ’ οὗ πρὶν ἐπλάσθημεν οἱ βροτί, ἐν ᾧ καὶ σωζόμεθα.
Одной поклоняемся триипостасной природе неделимой, Отцу Сыну и Духу, непостижимому единому, Богу безначальному предвечному, которым мы смертные были созданы прежде, в нем же и спасаемся.
ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΗΣ ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΗΣ. ΚΑΝΟΝΕΣ ΟΚΤΩΗΧΟΙ ΕΙΣ ΤΗΝ ΑΓΙΑ ΤΡΙΑΔΑ
Воскресенье Пятидестницы. Каноны осмогласные Святой Троице….
ΚΑΝΟΝΕΣ ΤΡΙΑΔΙΚΟΙ,
Ψαλλόμενοι κατ’ ἦχον, ἑκάστῳ Σαββάτῳ ἑσπέρας,
εἰς τὸ Ἀπόδειπνον,
Каноны троичные по гласу, на каждый вечер Субботы на повечерии
Или субботняя полунощница
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chasoslov/chas03.shtmlТропари сия, глас 2:
Несозданное Естество, всех Зиждителю, / устне наша отверзи, / яко да возвестим хвалу Твою, вопиюще: / Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Тропари, глас 2
Несотворенное естество, всего Создатель, / уста наши отверзи, да возвестим хвалу Тебе, взывая: / "Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы помилуй нас!"
Несозданное Естество в греческом оригинале ΑΚTΙΣΤΕ ΦΥΣΙΣ (= нетварная природа.зват.падеж)