принадлежность термина сложная ипостась этническому армянину преподобному Евфимию Палестинскому.

May 04, 2014 19:23

ОДин из базовых христологических православных терминов сложная ипостась наилучшим образом описывающий единство Христа
современные богословы такие как отец Георгий Капсанис( бывший игумен афонского мон-ря Григориат) определяют так

Одна ипостась в которой существуют непревратно и неслиянно две природы есть Ипостась Бога Слова, проста суща до Воплощения(то есть имеющяя в себе созерцаемое только вечное божество) и она же становящаяся сложной после воплощения(то есть имеющяя в себе созерцаемое и присоединенное человечество, но уже соединенное с божеством)."

при упоминании этого термина в памяти большинства сразу же всплывает имя преподобного Иоанна Дамаскина который в древности дал определение сложной ипотсаси по смыслу тождественное вышеприведенному. НО впервые это термин встречается в тексте написанном в 471 году удивительным человеком монахом и богословом единственным в то время игуменом палестинского монастыря, который хранил верность 4-му вселенскому халкидонскому собору. все остальные вокруг были антихалкидониты. кстати в его монастыре( лавра Евфимия) бОльшую часть братии составляли соплеменники игумена то есть этнические армяне...
итак
даю точную ссылку можете проверить. это богословский журнал Григорий Паламас. статья профессора Курембеласа

http://users.auth.gr/kourebe/ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ ΠΑΛΑΜΑΣ ΤΕΥΧ. 783.pdf

стр 23-24 цитата из преподобного Евфимия (палестинского старца армянина)
Кυριλλον δε τον της Αλεξανδρίας... εν δυο φύσεσει ομολογεί τον έναν Χριστόν κατα την εν θεοτητη και ανθρωποτητη εννοιαν...

Кирилла же Александрийского ...в двух природах исповедающего одного Христа в смысле в божестве и человечестве
здесь(это 471) преподобный Евфимий констатирует факт исповедания св. Кириллом одного Христа в двух природах...

Ουχ ως ιδιαί χωριζούσα τον Χρίστον αλλά τον αυτόν εν εκατέρω ομολογούσα και εν ταυτω εκατερω οθεν και ημεις οταν ταυτης ακουμεν λεγουσης εν δυο φύσεσει τον Χριστόν ου διαρεσιν αυτην τινα επιφερειν οιόμεθα τη μια του Χριστού σύνθετω υποστασει

Не как особые( природы) разделяя Христа, но его же в одном другом(сред.род=в одной природе) и в его же в ином другом посему и мы когда слышим как собор эти говорит слова "в двух природах" Христа не разделение некое внести хотим в Одну Христа сложную ипостась
И еще один очень важный момент...Это для тех, и таких очень много, которые еретически разглагольсьтвуют о тварно-нетварной ипостаси христа, одновременно божественной и одновременно человеческой...
Я говорил об этом здесь
http://www.bogoslov.ru/text/4493923.html

+++Вообще-то Алэксандрос тут прав. Халкидонизм, классический, исповедует именно чисто божественную ипостась. Как сказал Алэксандрос - они моноипостаститы+++

Если не «чисто» божественная ипостась значит не Бог… Собезначальное Слово Отцу и Духови от Девы родшееся на спасение наше… Вникни -собезначальное…Отец и Дух чисто божественные ипостаси?

. http://www.imado.gr/monastery/content/view/117/180/1/18/lang,el/

Στην μία σύνθετη υπόσταση του Χριστού (να σημειώσουμε εδώ πως ο Άγιος Ιωάννης ο Δαμασκηνός - «Ἔκδοσις ἀκριβής ὀρθοδόξου πίστεως», γ,7 - αποκαλεί την μία άκτιστη και θεία υπόσταση του Χριστού σύνθετη επειδή αποτελείται, («συντίθεται») από δύο τέλειες φύσεις, την θεία και την ανθρώπινη), έχουμε διπλά τα φυσικά ιδιώματα : δύο φυσικές ενέργειες, δύο φυσικά θελήματα. Από την άλλη στην μία αυτή θεία Υπόσταση του Λόγου είναι, λόγω της θείας του φύσεως, παρούσες όλες οι άκτιστες ενέργειες του Ενοτριαδικού Θεού. Λόγω ακριβώς της υποστατικής αυτής ενώσεως των δύο φύσεων, στην μία άκτιστη υπόσταση του Λόγου - Χριστού, οι άκτιστες ενέργειες του Θεού μετέχονται απολύτως και πλήρως από την ανθρώπινη φύση Του, θεώνοντάς την, από την σύλληψή της ακόμα, στην άχραντη νηδύν της Παρθένου:

В одной сложной ипостаси Христа (отметим что здесь Св. Иоан Дамаскин «Точное изложение православной веры» γ,7 называет одну нетварную и божественную ипостась Христа сложной так как она «составляетья» из двух совершенных природ, божественной и человеческой и имеем двойные и природные свойства: два природных действия, два природных хотения. Также в одной сей божественной ипостаси Логоса есть, по причине божественной его природы, присутсвующие все божественные энергии в Троице (существующего) Бога… Именно по причине ипостасного сего соединения двух природ в одной нетварной ипостаси Логоса- Христа, нетварным энергиям Бога становиться абсолютно и полностью причастным и человеческое естество Его, обоживаясь с самого зачатия в непорочном чреве Девы.

Уроки "византийского", Православные армяне, ркц, Сложная ипостась, Богословская терминология, Православная христология

Previous post Next post
Up