Анастасий Синаит цитирует св.Феодорита. "не только в душе образ Божий"

May 15, 2018 15:56

Феодорита епископа Кирского
Прп. Анастасий Синаит:PG 89 543
Феодорита епископа Кирского [ответ] на вопрос что есть «по образу и подобию»

На все богоcловские сложные вопросы всегда есть понятный ответ вселенского учителя, великого богопросвещенного божественного мужа Феодорита Кирскаго. Следуя, которому никто никогда не впадет ни в кое догматическое заблуждение.

Прп. Анастасий Синаит:PG 89 543

Феодорита епископа Кирского [ответ] на вопрос что есть «по образу и подобию»

1) ангелы не образы Божии. Образ Божий не только в душе человека.

Некоторые назвали невидимое души образом Божиим, но неверно сказали. Ибо если бы невидимое души было образом Божиим, то с большим основанием могли бы быть названы образами Божиими ангелы и все безтелесные и святые природы.

2) то, что телесный по природе человек образ божий никак не вносит никакой телесности в Бога

Некоторые же, с излишней прямотой слыша изречения Писания «открой глаза свои и увидь, и приклони ухо твое и услышь» и «обонял Господь запах благоухания, и «уста Господни говорили сия», в «его руке все концы земли», и все сему подобное слыша, и дурно понимая, возомнили антропоморфным Бога, не уразумев неразумные, что как с людьми, говорил с ними Бог и для слушающих слово соизмеряет и поскольку глазами видим, то глазами его зрительную силу называет и слышательную ушами, и устами называет повелевающую силу. Но нужно ведать Его не только от сих слов, но и понимать те слова как о неописуемости Его учащие. Ибо сказанно «куда уйду от духа твоего и от лица твоего куда убегу? Если взойду на небо, то там, если сойду во ад, то и там ты присутствуешь» и «разве не наполняю я небо и землю?» и «Бог есть Дух и поклоняющиеся ему должны поклонятся в духе и истине». Если же Бог Дух, то он прост, несложен, безόбразен.

3) Аспектами образа Божия являются в человеке-власть над тварью и дар творчества

То есть «по образу» мы понимаем как по тому, чем в начале был человек. Ибо сказал Бог «сотворим человека по образу и подобию нашему» и затем «да начальствует над рыбами морскими, над птицами набесными над всеми животными и над всей землей. Т.е также как Он над всеми владычествует, так дал человеку над неразумными животными владычество. Есть и другое подобное архетипу. Ибо и человек творит по образу сотворшего вся Бога, и здания и города и звезд и неба и солнца отпечатления и людей и неразумных животных изображения и подобия, но конечно разница в творчестве безгранична. Ибо [Бог] и из не существующих творит и из существующих и без труда и усталости и времени, человек же и труд должен приложить и устает и во времени нуждается и в веществе и продумывать должен делаемое.

Святой Феодорит Кирский

Previous post Next post
Up