Программирование - это Большая Игра. Она захватывает тебя, твое тело и душу. Как только ты увлекаешься ею - для тебя больше не существует ничего. Когда ты выползаешь на свет божий, то можешь с удивлением обнаружить, что у тебя полцентнера лишнего веса, что твое нижнее белье старше, чем среднестатистический первоклашка, и что, судя по стопке коробок от пиццы, наступила весна. Но тебе все равно, потому что твоя программа работает, и код ее и чист, и светел, и прекрасен. Ты победил. Тебе известно, что кое-кто считает тебя ботаном. Ну и что?
Они-то не Игроки. Они никогда не фехтовали с Windows и не сходились в рукопашной с ДОС. Для них С++ - неплохая школьная оценка, почти В - а вовсе не язык программирования. Они практически не существуют. Подобно солдату или художнику, тебя не заботит мнение обывателей. Ты строишь изысканную и сложную вещь. Им не понять.
Пчеловодство
Секрет любой успешной софтверной компании - вы можете приручить программистов в той же степени, в которой пчеловод может приручить своих пчел. Вы не можете с ними общаться в полном смысле этого слова, но вы можете заставить их роиться в определенном месте и, когда они не смотрят, забирать их мед. Вы платите им деньги, чтобы они вас не жалили. Больше денег, чем они могут потратить. Но и это не так уж много. Все дело в том, что в головах у этих программистов постоянно звучат голоса их родителей, вопрошающие : "Когда ж ты наконец за ум возьмешься?". Вам просто надо платить им столько, чтобы они могли (тоже мысленно) ответить : "Блин, папа, да я зарабатываю больше тебя!". Это, в общем, не такие уж и большие деньги.
Они останутся в улье, если вокруг них будут роиться другие кодеры. Единственный человек, чья похвала чего-нибудь стоит - это другой кодер. Менее талантливые программисты будут на них молиться, равные будут состязаться и подстрекать друг друга к новым свершениям. Если же вы хотите, чтобы ваш рой был по-настоящему хорош, в нем обязательно должен присутствовать хотя бы один гениальный кодер, на которого остальные будут взирать снизу вверх - даже если он смотрит на код других программистов только для того, чтобы над ним поглумиться. "Он Игрок", думает начинающий программист. "Он посмотрел на мой код. Жизнь удалась".
Кодеры забудут что такое сон, секс, здоровье и чистое нижнее белье, если софтверная компания сможет предоставить им такой улей - а компания сможет оставить себе львиную долю прибылей.
Без руля и ветрил
Существует одна проблема, которая убивает софтверные компании одну за одной. Во главе всех успешных софтверных фирм стоял один авторитетный лидер, заботившийся о программистах. Однако ни один лидер не вечен. Он либо продает свою долю в компании, либо приводит в компанию новых менеджеров, которые в конце концов выживают его из фирмы, либо сам становится таким менеджером. Так или иначе "эффективные менеджеры" берут управление на себя. Но ... управление чем?
Менеджеры быстро обнаруживают, что вместо трудолюбивых работников у стройных конвейерных линий над их продуктом работает сборище непредсказуемых, неотзывчивых, недисциплинированных и, хуже всего, непривлекательных людей, которые противятся любым попыткам установить над ними контроль. Начните фиксировать часы их работы, оденьте их в костюмы и они помрачнеют и начнут саботировать разработку продукта. Хуже всего - вы будете чувствовать, что они над вами постоянно насмехаются.
Выкуренные
Однако для кодера потрясение является намного более серьезным. Он вдруг осознает, что его жизнь находится под контролем чуждых жизнеформ. Совещания, Расписания, Отчеты. А потом кто-то начинает требовать, чтобы он ПЛАНИРОВАЛ свою работу, а затем придерживался плана, ничего не улучшая и и не подправляя - и никогда, никогда не влезая в код другой группы. Молокосос, начинающий программистишка вдруг становится его начальником-тираном только потому, что он партнер по гольфу какого-то сфинктера в костюме. Улей разрушен. Лучшие кодеры уходят.
А маркетологи, довольные тем, что их теперь окружают люди в галстуках и всё находится под контролем, с удивлением обнаруживают, что каждый релиз их продукта занимает все меньшую нишу на рынке, что код распухает, а количество багов растет. Наверное надо улучшить дизайн упаковки. Ага, точно.
==============================================================================================
Оригинал How Software Companies Die Orson Scott Card Windows Sources, March 1995, p. 208
Translated by
vadda https://vadda.livejournal.com/61339.html==============================================================================================