Летучий голландец; в Михайловском театре, или приключения чемоданчика

Feb 28, 2017 23:19

Оригинал взят у k_2_y в "Летучий голландец" в Михайловском театре, или приключения чемоданчика
Почему-то во время просмотра ну очень хотелось сделать главным героем именно несчастный чемодан, который так символично волохали по сцене, что вся режиссерская мыслЯ трогала меня до глубины души. Вот вам для визуализации главный герой с этим самым чемоданом, одолжила картинку на сайте Михайловского театра.



Итак, пусть будет либретто. Сначала Голландец бегает с чемоданом по гостиничным номерам и зачем-то немножко убивает разных тетек. Чемодан старый, весь в наклейках - ну скитания и все такое, та самая Глубокая Режиссерская Мысля, и не смейте называть ее слишком буквальной. Потом чемодан вместе с хозяином (перефразируем, раз он главней) приходит к моряку, Голландец наш соблазняет немолодого дядьку красивыми побрякушками (не в том смысле, конечно, а вовсе даже выцыганивает у моряка дочку взамуж) , ну и они все дружно плывут на берег. Чемодан с ними.  И, казалось бы, хэппи энд, когда до энда еще далеко, но вот незадача - когда хозяин чемодана находит себе новую тетьку, то бишь Сенту, чемоданчику достается больше всех.
Чтобы полобзаться и вообще пожениться, ребята сначала потрошат чемодан, достают оттуда все его содержимое и поштучно раскидывают по сцене, а потом хозяин, гадюка такая жыстокайа, выкидывает и чемодан с грохотом. Но хрен ему, за это следует наказание - у Голландца на почве старости случаются ревнульки, и чемодан снова с ним. Зачем? Ну когда женщина в очередной раз уходит к маме, она демонстративно собирает вещи.
Вот и наш Голландец недалеко ушел, он угрожающе расхаживает по сцене, погромыхивая чемоданом, и угрозы возымела действие. Сента в ужасе рыдает и бросается на нищасный чемодан, буквально оседлав его (мне было интересно, сломается ли ручка от таких покатушек или выдержит), даже проезжает верхом пару метров, но Голландец непреклонен. Тем временем по второму этажу сцены начинает носиться чувак с таким же чумиком, только новым и без наклеек. И это тоже стопудово Режиссерская Мысль, нувыпонелида. Ну и бутафорские мозги разлетаются по сцене, пичалька и конец. Судьбу чемодана не проследила, прастити.

А теперь серьезно.

Я давно хотела посмотреть эту постановку Бархатова и составить более полное мнение о нём как о режиссере. Его постановкой "Евгения Онегина" я была, в целом, довольна и даже поведу туда маму и невестку в следующую среду. Съедобно, но не продирает до мурашек и не трогает. Перед "Голландцем" я даже специально не читала никакой критики на постановку, чтобы быть, так сказать, чистым листом.

Да, мне понравилось. Это, как минимум, не скучно, но местами суета и обилие визуального мусора, каких-то символических решений, ведущих в никуда, слегка раздражает. И особенно после того, как я видела идеального в плане реж.оперы "Трубадура" в декабре (еще напишу про него).

Бархатов убрал всю мистификацию и все мистические смыслы, всё вполне обыденно. Сзади сцены - экран, где транслируют видеоряд с морскими волнами. Есть еще бассейн с водой внизу, на первом этаже, туда потом зачем-то немножко упадет Голландец и намочится прастити за спойлер.Еще барная стойка и пляж, стилизованный под 50-е годы. Я не случайно написала про первый этаж - есть еще и второй, три кабинки, которые транслируют нам старое кино, то становятся гостиничным номером и тд - по сути, на сцене все время происходит какая-то движуха, много движухи. Если кому-то скучно смотреть оперу - можно смело идти на ЛГ и развлекаться кучей картинок, параллельно соотнося их в голове между собой. Если получится.



Я уже написала, что в постановке нет какой-то четкости - это то, что особенно прекрасно в режопере, кмк. Держишься одной мысли - держись не и не разменивайся по пустякам типа летающей вермишели вместо серпантина. И вот для меня оказалось важно, что некоторые куски текста тупо не соотносятся с тем, что мы видим на сцене - они соотносятся как раз с тем, что Бархатов убрал. И это вызывает легкое недоумение. Мертвых матросов, например, нет, как и корабля - но, пардон, хор поет про мертвую команду, и из песни в буквальном смысле слов не выкинешь. Заметила, что публика рядом со мной недоуменно искала матросов :)

Сента не на портрет Голландца смотрит - она вздыхает по человеку на старом диафильме и постоянно прокручивает этот фильм, но поет про портрет, какие уж тут разногласия. Сам Голландец - немножко и внезапно дряхловат к концу оперы (и Кузнецов в этой роли - ааааа! Можно убрать всю мистику, но он сам по себе настолько фактурен, что продирает до костей, вон он стоит и поет, и настолько он мрачен и загадочен, что можно вообще убирать все декорации к чертовой матери). После спектакля прочла, что Голландец у Бархатова - это еще и серийный убивец, который мочит своих неверных жен. Ну, Вася, прости, надо было его в крови вымазать штоле и нож в зубы дать, я ж не врубилась поначалу. Тады опять возвращаемся к моей мысли о too much - уж или убивец, или актер, когда-то сыгравший в фильме про кораблик. А то мозг взрывается, даже музыку слушать некогда.



Про музыку. Я слышала, что Вагнера играть сложно, тем паче хочу похвалить оркестр. И ни разу я не слышала, чтобы певцам приходилось перекрикивать оркестр или бы их глушили, все было настолько идеально, на мой любительский взгляд и отдавленное медведем ухо, что аж мурашки по шее куда-то торопились. Мурашки ли? Красиво, очень красиво, и мощно.

Про Кузнецова я уже написала, Литке в роли Сенты мне никак, но я не люблю такие визгливые сопрано просто до зубной боли. Хотя в какие-то моменты, когда ее не кусали комары, было ничего. Станислав Швец, он же моряк, понравился, особено ближе к середине и дальше, остальные тоже молодцы :)

В общем, к просмотру "Летучего голландца" рекомендовать можно. Слышала, что Петренко играет Вагнера гм... не очень хорошо, но именно он участвовал в этой постановке.  Петренко я не слышала, слышала Татарникова, и мне повезло.  И сама я бы сходила еще разок и послушала Кузнецова в этой роли, но села бы где-то вблизи. В этот раз сидела на первом ярусе и поняла, что восприятие происходящего на сцене несколько иное именно из-за расстояния. И из-за людей (много-много текста вырезано цензурой).

Ну и все картинки в посте - с сайта театра.
Previous post Next post
Up