Новый старый учебник

Sep 16, 2016 22:15




5 сентября 2016 года в Москве прошла пресс-конференция Общероссийской общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), на которой был представлен выпущенный этой самой организацией учебник по арифметике для 1-го класса, являющийся современной переработкой классического учебника авторов Александра Спиридоновича Пчелко и Григория Борисовича Поляка. Это первый учебник, который выпустила РВС. Почему же это событие имеет важное значение? И какое вообще значение в процессе обучения имеют учебники? Так ли они важны или достаточно хорошего учителя, чтобы воспитать и обучить ребенка?
+

Вот что об этом писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в своих «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии»: «Учение далеко не достигало той полноты подготовительных сведений, которой можно и должно требовать от гимназии. Мы узнавали только кое-что то из той, то из другой науки; но любили и уважали то, что узнавали, и это уже было много. Плохие тощие учебники и отсутствие всяких педагогических сведений в преподавателях всего более были причиной такой неполноты сведений, потому что при хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель с такими редкими способностями и таким рвением к делу, которые трудно предположить в человеке, ограничившемся скромною учительскою карьерою и скудным учительским жалованьем, долго, а может быть и никогда, не выйдет на настоящую работу».
+

Обратите внимание - «при хорошем учебнике и благоразумной методе», по мнению Ушинского, даже посредственный преподаватель может достичь значительных результатов.

Поэтому неудивительно, что родители в Севастополе подняли протест против внедряемого в школах Севастополя учебно-методического комплекса (УМК) «Гармония».

Тем более, что этот УМК был исключен в январе 2016 года из федерального перечня учебников. Но по существующим законам, так как школа закупила учебники, она имеет право еще несколько лет по ним преподавать. Родителей это совершенно не устраивало.
+

Организация «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) поддержала этот протест. В июне 2016 года в Севастополе прошла общественно-педагогическая конференция «Пути возрождения классического отечественного образования», организованная РВС и посвященная проблемам современного образования и возможным путям выхода из тупика, в который завели российскую систему образования реформаторы. Об этом мы писали в № № 182-184 нашей газеты.
+

В резолюции июньской конференции было зафиксировано единое мнение участников мероприятия о том, что назрела насущная необходимость создания условий для желающих перейти на использование в школьном образовании классических отечественных методик, проверенных временем.
+

Тогда же, на конференции, РВС заявила о намерении создать учебник арифметики к началу учебного года, а в дальнейшем создать полную линейку учебников начальной школы.
+

Для выполнения этой амбициозной задачи была собрана рабочая группа, которая сразу же начала действовать, взяв за основу классический учебник арифметики, авторами которого являются А. С. Пчелко и Г. Б. Поляк. Этот учебник признан экспертами лучшим учебником для начальных классов. И это неспроста.
+

А. С. Пчелко тщательнейшим образом изучал историю преподавания арифметики в России. Поэтому его методика вобрала в себя всё лучшее, что было в отечественном педагогическом опыте.
+

В отличие от современных методик, которые стараются как можно раньше ввести в оборот абстрактные схемы и алгебраические принципы, недоступные первоклассникам из-за того, что абстрактное мышление у ребенка развивается только к 11-13 годам, методика А. С. Пчелко основана на практике, на известном ребенку материале, на примерах из реальной жизни. И это полностью соответствует дидактическим принципам Ушинского, который писал в своей книге «Родное слово. Книга для учащихся»:
+

«Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику. Вы требуете от него невозможного: требуете, чтобы он стал выше своего собственного развития, забывая, что всякое органическое развитие совершается в определенный период времени...

Но хуже всего то, что, встречаясь преждевременно с чрезмерными требованиями ученья вообще и какого-нибудь отдельного предмета в особенности и нападая на непреодолимые по возрасту трудности, дитя может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нем так укоренится, что надолго замедлит его успехи в ученье. Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле».

Именно поэтому классическая методика, выработанная годами как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе, в начальном периоде обучения оформляет уже имеющиеся знания ребенка и накладывает на эти знания арифметическую основу. Такое построение методики обеспечивает понимание ребенком смысла арифметических действий. Это понимание облегчает запоминание и ведет к формированию понятийного мышления.
+

В методике А. С. Пчелко уделяется большое внимание решению задач, что требует взаимодействия мышления и воображения ребенка. При решении задач ребенок учится рассуждать, четко и кратко выражать свои суждения, расчленять сложную проблему на составные элементы и, решая ее по частям, находить решение проблемы в целом. Основы, заложенные данной методикой, постепенно подводят ребенка к восприятию алгебраических принципов и обеспечивают дальнейшее успешное обучение математике.
+

Итак, напомню, в июне было заявлено намерение создать учебник. А уже 1 сентября первоклассники нескольких севастопольских школ получили в руки этот учебник.
+

Для того чтобы не было иллюзий о том, что учебник был переиздан, полностью повторяя оригинал, необходимо сказать несколько слов о том, в чем заключалась работа коллектива РВС.
+

Первой и основной задачей коллектива было сохранение сути и структуры учебника с приближением, в то же время, его к современным реалиям жизни. Поэтому тщательнейшим образом были пересмотрены задачи, где использовались советские цены на те или иные предметы. Также были выправлены задачи, которые использовали устаревшие и непонятные современному школьнику понятия и обстоятельства, такие как заготовка дров для отопления школы, колхозы и колхозники и так далее.
+

Значительно по отношению к советскому времени изменились технические требования к самим учебникам. Есть ограниченный круг шрифтов, которые можно использовать в учебниках, диапазон размеров букв, расстояний между буквами и словами. А также ограничен вес одного учебника, в результате чего его пришлось разбивать на две части.
+

Кроме самого учебника были подготовлены и приведены в соответствие с переработанным учебником планы уроков - пособие для учителя, преподающего по данному учебнику.
+

Очень важным вопросом для дальнейшей работы над учебниками является вопрос возможности практического использования сегодня учебной литературы, созданной на основе советских учебников.
+

В действующем законе об образовании сказано, что школа выбирает учебники из Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию. Однако это положение не запрещает использовать учебники, не включенные в перечень, в рамках инновационной деятельности. Статья № 20 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что инновационная деятельность осуществляется «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
+

Также инновационная деятельность может быть ориентирована на совершенствование учебно-методического обеспечения, а это значит, что апробация советских учебников в современных условиях может являться направлением инновационной деятельности.
+

Главным условием ведения инновационной деятельности является соблюдение прав участников образовательного процесса, а также получение образования не ниже требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
+

Кроме того, в «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.» предусмотрена поддержка инновационных проектов при реализации мероприятий, направленных на обеспечение внедрения ФГОС.
+

И несмотря на то, что учебники по арифметике для четырех классов начальной школы А. С. Пчелко и Г. Б. Поляка созданы в прошлом веке, они по содержанию могут обеспечить образование детей в соответствии с требованиями современного ФГОС.
+

Во-первых, комплекс учебников кроме непосредственно арифметики содержит геометрический материал. Не представленным в учебниках материалом из обязательного предметного содержания являются только первоначальные представления о компьютерной грамотности. Но этот пробел можно восполнить дополнительным разделом в 4-м классе начальной школы.
+

Во-вторых, методика А. С. Пчелко полностью соответствует системно-деятельностному подходу, предусмотренному ФГОС. Потому что она опирается на активное вовлечение ребенка в учебный процесс. Советская методика использует вопрос-ответный метод, при котором дети самостоятельно подходят к выводам и обобщениям и активно участвуют в наглядном представлении и изучении нового материала. Помимо предметных знаний, у них формируется умение слушать учителя и сверстников, вести диалог. На уроке развивается способность школьников рассуждать, обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи - то есть развиваются те умения, которые перечислены в метапредметных результатах, прописанных в ФГОС.

Статья не вмещается в пост. Продолжение читайте в газете Суть Времени https://gazeta.eot.su/article/novyy-staryy-uchebnik

Previous post Next post
Up