Совфед предлагает вернуть в школы «Повесть о настоящем человеке»

Jun 03, 2016 20:51





Член Совфеда Вадим Тюльпанов обратился к главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову с просьбой вернуть произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в школьную программу, сообщает ИА REGNUM 31 мая.

Это хорошая новость. Если, конечно, книгу действительно вернут в школьный курс по литературе. Сейчас такие книги детям крайне необходимы. Почему они так нужны?
+

Одной из важнейших задач развития для детей (особенно в подростковом возрасте) является задача обретения личной идентичности. Так считал известный детский психолог Эрик Эриксон. Он называл личную идентичность эго-идентичностью. Чувство идентичности - это способность ощущать себя обладающим непрерывностью, тождественностью (сохранению своих характеристик в различных обстоятельствах) и целостностью, при условии, что это ощущение подтверждено окружающими индивида значимыми людьми и обществом.


+

Идентичность складывается в процессе интеграции комплекса социальных идентификаций индивида - этнической, семейной (сына или дочери), поло-ролевой, учащегося и т.д. Базис для достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако целостность идентичности зависит от того, насколько подросток сможет интегрировать свои частные, приобретенные ранее, идентификации с образом себя в мире, в обществе. Обретение идентичности в юности носит кризисный характер. Во многом идентичность формируется в процессе соотнесения подростком себя с обществом, с предыдущими поколениями.
+

Очень важную роль в этом процессе формирования  идентичности играют и культурные образы героев, предъявляемые детям. Они могут стать очень ярким и мощным маяком, показывающим путь личностного развития для юноши или девушки. В самом деле, не с суперменом же им идентифицироваться и не с людьми-Х? Те, кто создают образы всех этих виртуальных псевдогероев, тем самым подчеркивают: Не такие они, как они, как все. Они сверх-люди, не чета вам, простым людишкам. Никогда вы не станете такими же.
+

А вот настоящие герои - это те, кто смог изменить себя, развить в себе человеческие способности, явить большую силу духа. Настоящим героем может стать только тот, кто осознает ограниченность своих способностей. Тот факт, что это смог сделать обычный человек, укрепляет у детей веру в себя, в других людей, в человечество. Заметили, что в голливудских фильмах про супер-героев последние всегда противопоставляются обычным людям? Проклятые людишки все время забывают, как им помогают, подставляют, завидуют, боятся. На фоне супер-героев они всегда выглядят существами второго сорта. Поэтому знакомство с образами фантастических супер-героев не делает мальчишку сильнее. Более того, это укрепляет его ощущение собственной слабости, не зовет его развиваться. Он идентифицируется с теми самыми «людишками», которые со стороны наблюдают за тем, как сверх-люди решают между собой большие проблемы. Человек в этой картине мира - не у дел.
+

На процесс интеграции в подростковом возрасте большое влияние оказывают социальные общности, с которыми дети себя идентифицируют. Важнейшие из них - это народ, с которым подросток себя идентифицирует, граждане страны, которую он считает своей родиной. В этом смысле акция «Бессмертный полк» является совершенно гениальным изобретением, спасающем детей (пусть пока ненадолго и в небольшой степени) от этой гнилой идентификации «пожирателя попкорна». Важно также, что Алексей Маресьев - это «наш» герой, принадлежащий нашему народу, с ним можно почувствовать связь, поэтому с ним легче идентифицироваться.
+

Почему так важно воспитание патриотических чувств у детей? Помимо прочего, это важно потому что если эти социальные общности, в которых растет ребенок, обладают негативными характеристиками, то процесс обретения идентичности затрудняется. Последствиями неразрешенного кризиса идентичности могут стать «спутанность идентичности» или «негативная идентичность» - противоположной той социальной общности, частью которой он является.
+

Спутанная идентичность лишает человека психосоциального равновесия. Такой человек не может найти свое место в обществе, он страдает от чувства бесцельности и собственной бесполезности. Это слабый человек.
+

Конечно, роль родителей в процессе формирования личности очень важна, но родители часто и сами становятся жертвами этого самого масскульта. Какую силу воли, силу духа сможет воспитать в ребенке отец, если он сам, приходя домой с работы садится играть в компьютерные игрушки с теми же самыми виртуаьными супергероями или застывает у телевизора?
+

Поэтому, чтобы дети не вырастали слабыми, им нужно транслировать значительное количество позитивных настоящих образцов для идентификации. Конечно, это не панацея, это лишь один из позитивных факторов. Серьезно влиять на личностные характеристики детей он начнет, когда таких образов героев, как образ Алексея Маресьева, станет значительно больше, чем киношных сине-зелено-красных резиновых  мутантов

Образование

Previous post Next post
Up