dzeso in rvs

Неолит: трансформация мифологии (2 из 3)

May 14, 2016 16:20




Реконструкция неолитического святилища в Чатал-Хююк (8 тыс. до н. э.)

( предыдущая часть)

Существенные перемены в жизни неолитического общества неизбежно привели и к изменениям в области сакрального, где произошло смещение акцентов от сакрализации охоты к сакрализации земледелия. Наблюдая таинство рождения новой жизни из зерна и земли, участвуя в этом таинстве, человек начал обожествлять силу, повелевающую этим процессом. Человек осознал, что все в мире питает животворное чрево земли и чтобы сила его не истощилась, ему надо проводить ритуалы, призванные силу эту поддержать и приумножить [3, 52-53].

Характер сельскохозяйственного труда показал, что ничего нельзя получить не отдав чего-то взамен. Это вызвало изменения в характере жертвоприношений, они стали более «жестокими» в современном понимании. В жертву все чаще стали приносить людей, причем лучших, часто вождей. Но то, что сейчас воспринимается как жестокость, для людей неолита было справедливой платой за благополучие. Земля отдавала человеку свои лучшие плоды, а в ответ люди должны были отдать ей своих лучших представителей. А если этого не сделать, то животворная сила могла иссякнуть и тогда погибли бы все. Похожие представления встречаются практически во всех культурах неолитического уровня развития. Несмотря на противопоставление себя природе, мир неолитического человечества еще оставался цельным, люди были такой же его частью, как и боги. Все были включены в великий цикл рождения и смерти, и люди принимали в нем участие наравне с богами и остальной природой [1, 40-41] [3, 52-57].



The Neolithic Winter Solstice Ceremony, as envisioned by Paul Francis [6]



The "woodhenge" and pit circle of the Early Bronze Age, (c. 2000 BCE) stood beside the Newgrange passage tomb, which was no longer in use by that time. But the site was still a focal point for ritual and celebration. (Paul Francis, © OPW) [6]

Противопоставление себя природе и непрекращающаяся борьба с ней за выживание наполнили неолитические мифы насилием. Пропитание теперь добывалось в неустанной борьбе с силами смерти и разрушения. Красной нитью через мифы этого периода стала проходить жестокая, мученическая смерть одного из героев, с последующим его воскрешением. Образ смерти, ставшей обязательным условием возможности возрождения, воплотился в образе неолитического аналога Великой матери охотников, которую теперь стали называть Богиня-Мать [3, 56]. Слившись со своей палеолитической предшественницей, она сохранила множество ее устрашающих черт, став источником смерти и скорби, без которых была немыслима и жизнь. Жизнь и смерть теперь были неразрывны, ведь каждый год на глазах людей земля умирала и возрождалась. Смерть была ужасна и неизбежна, но не означала конец всему, а лишь завершение старого и начало нового цикла. Мировоззрение людей неолита приобретало цикличный характер: жизнь и смерть чередовались в вечном сельскохозяйственном цикле [1, 43-44].



В сюжетах неолитических мифов получили развитие сюжеты предшествующего периода, отразив в нем изменения условий жизни и мировоззрения. Например, сюжет о потерянном рае трансформировался из «тоски по утрате гармонии с природой» в «тоску по утраченному изобилию». Охотники палеолита лучше питались, им меньше приходилось трудиться, они не знали войн и эпидемий. Поэтому мифы о золотом веке теперь рассказывали об утраченном охотничьем рае ледникового периода [1, 35].

Возникла и группа сюжетов, связанных с появлением новых технологий. Образы гончара, кузнеца и металлурга сакрализовались. Они стали хозяевами огня преобразующими материю и вошли в пантеоны мифологических героев [1, 55]. Вообще, мифология неолита породила большое число сверхъестественных персонажей и сюжетов, сохранившихся в позднейших религиозных традициях [1, 37].

Еще одной новой большой группой мифологических сюжетов стали истории об одомашнивании животных и возникновении земледелия. Существовало несколько основных вариаций. В первой, божество приносило себя в жертву и из его частей вырастали первые сельскохозяйственные культуры. Во второй, сельскохозяйственные культуры изначально принадлежали богам, но некто выкрал их для людей. Ну и в третьей, сельскохозяйственные культуры возникли в результате божественного брака, как потомство богов [1, 39-42]. В любом случае в мифах неолита земледелие получило божественную природу, став сакральным ядром религиозной жизни.



Строительство святилища Гобекли-Тепе (10 тыс. до н. э.)

Противопоставление человека и природы привело к изменению в пантеоне богов. Возникло новое поколение богов, активно влияющих на жизнь людей. Это поколение разделилось на силы добра и зла, хаоса и космоса, жизни и смерти, сторонников и противников человечества. Старые же боги начали терять свою силу, а значит и роль в повседневной жизни древнего человека. Это хорошо видно на примере ханаанейского мифа о Баале и Анат, в котором отец Баала, Эль, типичный бог предыдущего поколения уже совершенно бессилен. Узнав о смерти Баала, он сходит с трона, облачается в лохмотья и раздирает ногтями щеки в традиционном обряде оплакивания, но спасти сына он не может. Спасать Баала будет его супруга, богиня Анат [3, 58-60].

( окончание следует)

Литература
  1. Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. - М., Критерион, 2001.-464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}
  2. Бужилова А.П. Homo sapiens. История болезни. М.: Языки славянской культуры, 2005. с. 320. ISBN: 5-9551-0087-3 {IV}
  3. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. - М. : Открытый Мир, 2005. - 160 с. - (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}
  4. Жуков Е. М. (главный редактор), Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т.. Том 1 М.:Государственное издательство политической литературы, 1956 г. - с.748.
  5. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. - 247 с. - ISBN 5-02-017016-Х {7}
  6. Newgrange (http://www.voicesfromthedawn.com/newgrange)
( к оглавлению)

Previous post Next post
Up