(
предыдущая часть)
Напряженная борьба за выживание и сакрализация окружающего мира легли в основу мифов палеолита, которые хоть и не дошли до нас напрямую, но оставили глубокий след в мифах более поздних периодов [3, 30]. Каковы же были основные сюжеты палеолитических мифов?
Во-первых, ощущая себя частью природы, люди наблюдали за жизнью животных, отмечая насколько жизнь последних, при всей внешней схожести, внутренне отлична от человеческой. Животные казались людям вместилищем мудрости и силы. Возникал вопрос: почему так? Почему люди не могли жить полностью в гармонии с природой, обладая такой же полнотой знаний о мире, какой обладали животные? Ответом на эти вопросы стали встречающиеся во всех архаических культурах мифы о потерянном рае. В этих мифах предки понимали язык животных, общались с богами, беззаботно живя в гармонии. Но потом произошли некие события, и золотой век закончился, двери рая для людей закрылись, а мир разделился на поту- и посюсторонний. Ностальгической тоской по потерянному раю проникнуты практически все древнейшие мифы [6, 62-64].
Tyler Jacobson
Во-вторых, людям было недостаточно осознания утраты рая, они стремились преодолеть границу потустороннего и вернуться в потерянное состояние единства с миром. Миф и связанные с ним ритуалы помогали людям осознать вездесущую сакральную часть бытия и учили способам правильного взаимодействия с ним. Но чем глубже становился разрыв человека с природой, тем сложнее было прорываться в сакральное, именно поэтому на каком-то этапе возник шаман, присутствующий только в охотничьих сообществах, и специализирующийся на вопросах сакрального [4, 24].
Zdenek Burian. Шаман
Задача шамана была в том, чтоб помочь соединиться с сакральным, получить ответы на вопросы из сакральной области и заручиться божественной помощью. А так как выживание общины во многом зависело от успешности охоты, то все, что могло способствовать ей, приобретало крайнюю важность. Считается, что и возникновение искусства было связано с шаманскими практиками, живописное отражение которых запечатлено на стенах пещер Ласко или Альтаира.
Zdenek Burian. Пещерные ритуалы
И если на охоте надо было проделывать опасный путь за добычей, то шаману для взаимодействия с сакральным приходилось преодолевать опасный путь в потустороннее. Но для того, чтобы стать охотником, было необходимо учиться, были нужны наставники, а значит и шамана должен был кто-то научить и ему были нужны духовные наставники. Такими наставниками для шаманов повсеместно становились животные, которые считались у охотников родственными существами, но безусловно стоящими выше человека, так как звери продолжали пребывать в единстве с сакральным знанием, а часто и являлись воплощением божественного [4, 34-38].
Benoit Clarys. Бизон
С последним возникало противоречие, охотник для выживания был вынужден убивать животных, которых при этом почитал как высших существ. Каждая успешная охота заставляла людей испытывать психологический дискомфорт и чувство вины. И в этой ситуации миф выступил в новой роли, он помогал людям примириться с необходимостью убивать почитаемые существа, превратив охоту из убийства ради пропитания в священнодейство, со множеством церемонный, обрядов и табу.
Zdenek Burian. Доисторические охотники
Но священодейство не могло быть сотворено кем угодно, поэтому одной из важнейшей составляющей в охотничьих ритуалах стала процедура инициации, превращавшая юношу в мужчину, меняя его отношение к жизни, к смерти, к долгу, к сакральному и т.д... На этом этапе миф окончательно сформировался не просто как история, которая может быть рассказана, а как сложный комплекс знаний, постичь который возможно было лишь пройдя сложные ритуалы инициации и приобщения к сакральному. Миф стал неразрывно связан с ритуалами, что образовало третью большую группу сюжетов [4, 38-40].
Zdenek Burian. Доисторический охотник
Четвертой группой мифологических сюжетов стали мифы о происхождении и устройстве мира. С их помощью первобытный человек не только давал объяснение происходящему, но и познавал мир в условиях, когда рациональный аппарат еще не был для такого познания достаточно разработан.
Zdenek Burian. Погребения охотника
Пятая большая группа мифов, собственно, и объединяет героические сюжеты, в которых герой (охотник, шаман, неофит) был вынужден расстаться со всем привычным и пройти нелегкие испытания для приобретения чего-то нового. В этих испытаниях он проходил сквозь тягости и лишения, сталкивался с гибелью, и только преодолев все преграды, возвращался к своему племени с великими дарами. Мифы о подобном героическом путешествии свойственны всем народам [4, 46-47].
Dan Burr. Возвращение охотников
Некоторые герои палеолитических мифов сохранились в позднейших мифологических сюжетах. К примеру, образ Геракла почти наверняка корнями уходит в палеолит, о чем говорит использованием им в качестве одежды - звериной шкуру, и палицы в качестве оружия. К этой же эпохе, вероятно, восходит и греческая богиня Артемида, чьи корни следует искать в образе Великой матери [4, 48-49].
(
окончание следует)
Литература
- Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Издатель: Нестор-История, Санкт Петербург, 2010, ISBN: 978-5-98187-614-1 {5}
- Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. - М., Критерион, 2001.-464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}
- Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. - 247 с. («Исследования по фольклору и мифологии Востока»). - ISBN 5-02-017016-Х {7}
- Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. - М. : Открытый Мир, 2005. - 160 с. - (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, 3-е изд., - М.: Вост. лит., 2000. - 407 с.- ISBN 5-02-017878-0 {10}
- Элиаде М. - Мифы. Сновидения. Мистерии. Пер.с англ.- К.Ваклер, 1996. - 288 с. Серия «Актуальная психология». ISBN 5-87983-027-6, серия 5-87983-038-1 («Рефл-бук») ISBN 966-543-015-7 («Ваклер») {14}
(
к оглавлению)