Периодически мои посты приходят комментировать люди, которые пытаются объяснить мне насколько я «ничего не понимаю». Долгое время раздражался на подобное, но с годами “мудреешь”, и теперь я стараюсь «спокойно», насколько это возможно, вести содержательную беседу. Временами «мудрым» оставаться непросто, но во всем можно найти положительную сторону. Ведь какие-никакие, а это оппоненты, и пытаясь их понять, а уж тем более что-то объяснить, неизбежно сам находишь новые аргументы, источники, ну или переосмысливаешь собственные. Книга «Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта» Ф. Кликса у меня в iPad возникла как результат такой «дискуссии». Насколько я помню, «визави» выразил сомнение в том, что в архаическом сознании не было числительных в их современном понимании. Мне же до этого случая вопрос казался настолько очевидным, что даже в голову не пришло подкрепить тезис источником. Стал искать источники. За время пока был занят этим, оппонент «слился» и дискуссия, увы, так и не перешла в содержательное русло. А вот поднятая тема «доисторической» математики оказалась настолько интересной, что я решил поглубже “покопать” и начал с книги Ф.Кликса, за которую, пользуясь случаем, хочу передать благодарность тому оппоненту, хотя он едва ли даже догадывается о существовании такой книги. Ну а вот как выглядит типовой «научный» диспут:
Сам "
спор" был достаточно длинным, но окнчился, увы, чистой Достоевщиной
1. О чем книга
Речь в книге Ф.Кликса идет не только о «доисторической» математике, хотя есть и раздел, посвященный именно ей, но в целом она посвящена междисциплинарному исследованию процесса зарождения и развития сознания. Интересного материала в работе Ф. Кликса много, хотя, к сожалению, с 70-х годов прошлого века некоторые вещи успели немного устареть. Как большинство подобных исследований, книга «неровная», те области, что автору (-ам) ближе (психология, биология, математика, кибернетика), раскрыты лучше, тогда как гуманитарные, например, история, во многом выступили в роли сов и были “натянуты автором на глобус”. И тем не менее читать интересно, хотя и сложно.
Официальная аннотация к книге выглядит так:
«Общая редакция кандидата психологических наук Б. М. Величковского. Предисловие член-корреспондента АН и АПН СССР Б. Ф. Ломова. Книга посвящена одной из «вечных» проблем науки - происхождению и раннему развитию человеческого мышления. На большом, хорошо иллюстрированном материале рассматриваются эволюционно-исторические и социальные факторы, обусловившие переход от человека примитивного изготовителя орудий к человеку современного типа. Ф. Кликс связывает становление специфически человеческих форм интеллекта с развитием общественного разделения труда. Значительное место в книге отводится психологическому анализу особенностей архаического мышления и тех характеристик когнитивных процессов, которые привели к появлению письменности и первых систем счисления: шумерской, древнеегипетской и древнегреческой. Специальные разделы посвящены обсуждению специфики мышления древних греков и закономерностей творческого мышления вообще.»
Вообще, это целое искусство - писать аннотации, формально верные, но слабо дающие представление о содержании. Книга, на самом деле, как раз о попытке комплексно представить и объяснить механизмы эволюции сознания, а все перечисленное в аннотации, - это лишь частные примеры, иллюстрирующие эту попытку. При этом тут надо понимать, что написанное - результат коллективного труда большой классической междисциплинарной исследовательской школы. То есть, книга «глубокая», и даже когда к иллюстративному материалу могут быть вопросы, сама предлагаемая модель очень интересна.
2. Кто автор
Фридрих Кликс (Friedhart Klix, 1927-2004) - немецкий психолог, один из ведущих немецких теоретиков
когнитивистики. В 1953 году окончил
Берлинский университет имени Гумбольдта по специальностям психология и математика. Создал и много лет возглавлял научную школу междисциплинарных исследований в области: психологи, математики, техники, физики, биологии, философии. Автор 6 книг, более 200 статей, написанный им учебник стал в ГДР базовым по специальности психология. Ф. Кликс был неоднократно отмечен правительственными наградами, его труды получили широкое международное признание, а из научной школы вышло 38 профессоров.
Ф. Кликс был членом в
СЕПГ и имел тесные отношения с партийной верхушкой ГДР. Скорее всего, поэтому ситуация с его биографией немного странная. С одной стороны, он безусловный «классик» и научный авторитет, а с другой, информации по нему мало.
3. Чем и кому полезна
Всем, кому интересна тема возникновения сознания. За почти 40 лет, прошедших с выхода книги, наука вроде бы существенно «шагнула» вперед. Многое за это время было открыто и понято, но, увы, виден и произошедший регресс, как мне кажется, связанный со все более углубляющейся специализацией исследователей. Теперь значительно чаще, чем во времена Ф.Кликса, глубокие знания в узком научном секторе соседствуют со странными мифологическими представлениями обо всем остальном. В любом случае подобного уровня современных междисциплинарных исследований по теме эволюции сознания я не знаю. То же, что пишут современные популяризаторы, увы, существенно ниже как качеством мысли, так и уровнем «научности».
4. Недостатки
Книга написана тяжелым, «немецким» языком, сквозь который, временами, приходится “продираться”. Местами немного устарела, или содержит спорные, с позиций современной науки, предположения. Материал дается “неровно», что-то совсем бегло, что-то излишне детально.
Неясно насколько искренне автор был «марксистом». Что для него цитирование «классиков»? Дань традиции? Особенности политической жизни ГДР? Научная необходимость? Как бы там ни было, в книге ссылки на труды Маркса-Энгельса регулярны, и, на мой взгляд, несколько избыточны. Есть в них что-то Лосевское: вроде бы и по делу, но если их убрать, то едва ли это как-то на содержании скажется.
5. Вердикт
Книга «трудная», но прочесть стоит. Буду перечитывать и оформлять выписки. Много интересных идей, которые хочется проверить и уточнить с учетом «новых» данных.
6. Оглавление
Часть первая. О биологическом происхождении и началах общественной детерминации человеческого интеллекта
Глава 1. Принципы и пути становления человека .. 22
- Элементарные механизмы эволюции .. 22
- На пути к становлению человека .. 25
- От первобытного человека к Homo sapiens .. 41
Глава 2. Инстинктивная регуляция поведения и научение - исходные основания эволюции когнитивных процессов .. 56
- Об оптимальности инстинктивного поведения .. 56
- Об эволюционном значении элементарных процессов научения .. 64
Глава 3. Роль коммуникации и познания в регуляции поведения животных. 76
- О врожденных и приобретенных коммуникативных процессах .. 76
- Преимущества коммуникации .. 85
- Образование понятий на ранних стадиях эволюционного развития .. 91
- Знаки для понятий: возможности и ограничения звуковой сигнализации у приматов .. 98
- О возникающем взаимодействии доречевого мышления и коммуникативных процессов .. 104
Глава 4. Оценочная функция глубоких структур мозга-мотивационная основа когнитивных и коммуникативных процессов .. 112
Часть вторая. Общественные условия, формы проявления и функциональные принципы интеллекта человека
Глава 5. Разделение труда, кооперация и познание .. 132
- От Homo erectus к неандертальцу: первый шаг на пути к общественному разделению труда .. 132
- От неандертальца к кроманьонскому человеку: второй шаг на пути к разделению труда .. 135
- Кроманьонский человек: третий шаг на пути к общественному разделению труда .. 139
Глава 6. Архаическое мышление .. 150
- Свойства, условия и способ функционирования архаического мышления 152
- Неопределенность решений как мотивационная основа выработки продуктивных форм мысли .. 155
- Когнитивное проникновение в воспринимаемый мир и образование первичных понятий .. 157
- Понятийное познание и принятие решений в архаических системах обозначения .. 159
- Умозаключения и обобщения: попытки когнитивного изучения мира явлений .. 162
Глава 7. Развитие социальных отношений и познание .. 167
- Архаическая регуляция социальных отношений .. 168
- Новые формы социальных отношений при переходе к ранним городам-государствам .. 181
Глава 8. Мотивы и этапы возникновения письменности .. 190
- Роль социальных факторов в появлении письменности .. 191
- Когнитивные процессы и возникновение алфавита .. 193
Глава 9. Потребность в подсчете предметов и событий: к истории возникновения понятия числа, вычислительных операций и математического мышления .. 211
- Исторические условия формирования понятия числа и числовых систем .. 211
- От наглядных характеристик множества к понятию числа .. 215
- Числа и когнитивные операции: вычислимость как потребность, реальность и проблема .. 222
- Писцы фараона: особенности их мышления в счете .. 224
- Шумер и Вавилон: древняя система счисления с поразительными возможностями .. .230
Глава 10. Познание как цель и предмет мышления древних греков .. 237
- Можно ли говорить о специфике греческого мышления? .. 237
- Географические и культурные условия формирования особенностей мышления древних греков .. 238
- Греческие числа и вычислительные операции .. 245
- Открытие принципа математического доказательства .. 249
- Диалог и логические формы мышления .. 255
- Познание посредством процессов умозаключения: аристотелевская систематика когнитивных структур и правил их непротиворечивого конструирования .. 258
Вместо заключения
- Творчество как биологический, социальный и индивидуально-психологический феномен .. 265
- Творчество и биологическая эволюция ..265
- Творчество и общественные феномены ..268
- Творческое мышление как индивидуально-психологический феномен 270
- Взаимодействие наглядно-образного и логического мышления как возможный источник творческих компонентов когнитивных процессов 274
- Речь и абстрактное мышление .. 278
- Двуликий Янус абстрагирования: познание или потеря контакта с реальностью .. 281
- Последние замечания об интеллектуальности мышления .. 285