Рождение цивилизации и эволюция образа культурного героя. Предисловие

Jan 11, 2016 11:15




В последние лет сто с обществом происходит странная метаморфоза. С одной стороны, за Эпохой просвещения и последовавшей промышленной революцией произошел небывалый расцвет науки и техники, радикально изменилась общественная жизнь, прошла почти повсеместная секуляризация, человечество овладело энергией атома и вышло в космос. Казалось бы, в таких условиях миф и соответствующий ему тип мифологического мышления должны были навсегда уйти в прошлое, что вроде бы и произошло. В разговорном языке, например, миф стал означать выдумку, неправду, в лучшем случае что-то вроде сказки. А с другой стороны, где-то с начала XX века, наука начала кардинально пересматривать свое отношение к мифу, и из “древнего народного сказания о богах и героях, происхождении мира и явлениях природы”, миф превратился в объект напряженных исследований. Причем, чем глубже становится культурный кризис в западном мире, тем пристальнее интеллектуалы вглядываются в истоки зарождения человеческой цивилизации, в эпоху, когда балом правило “мифологическое мышление”. Почему? Зачем?

Но ведь не только отношение науки к “мифу” поменялось, за последний век достаточно радикально поменялось и само общество. Несмотря на большое количество высокотехнологичных приспособлений, чудеса интернета и мобильной связи, нано и биотехнологии, само общество все более и более становится иррациональным. С помощью массмедиа и рекламы появилась возможность побуждать его на совершение алогичных действий, противоречащих не только рациональному мышлению, но и простому здравому смыслу. При этом сложность технологий, специализация наук, многократно возросший объем повседневной информации, привели к тому, что “мир” для человека стал вновь распадаться на части, которые люди стали связывать воедино посредством “магии”. Возможность даже в глухом лесу воспользоваться мобильным интернетом, или на генном уровне скрестить картошку с рыбой, все больше воспринимается населением как форма волшебства. Но если общество так трансформируется, то и управлять им надо как-то иначе, а как? Вот тут-то и возникает у элит потребность приглядеться к опыту того, как жило и управлялось общество до того, как рациональное мышление начало доминировать. Как формируются социальные структуры в условиях мифологического мышления, по каким законам они развиваются, с помощью чего - управляются? Поиск ответа на эти вопросы и определил важность изучения процессов, происходивших с человечеством на заре его становления.

Есть и другой важный аспект. До последнего времени в любом обществе было достаточно четко понятно кто является его героем и образцом для подражания, а кто - нет. Но где-то полвека назад ситуация начала странным образом меняться. Образ “героя” стал размываться, непонятным образом мутировать. Все сложнее стало отличить “героя” от “антигероя”, или, например,  “антигероя” - от обычного человека. В обществе стало исчезать “различие добра и зла”. Вместо осмысления содержания, теперь для отличия одного от другого стало необходимо, чтоб кто-то указал, на то, что есть что. То есть “мутировал” не только образ “героя”, но и само общество. И в какие-то моменты стало уже сложно понять: образ ли героя меняется под влиянием общества, или наоборот общество меняется посредством смены маркера у типа героя? Ситуация дошла до того, что же уже вообще сложно сказать, кто в принципе теперь является общественным “героем” и чем он отличается от “антигероя”? Но что проходящая трансформация означает для жизнеспособности общества? Ведь она же что-то обозначает! История сохранила для нас следы подобных трансформаций в отдельных культурах, последствия, которых, чаще всего, были - катастрофическими. А что будет, если трансформация пройдет на глобальном уровне, для всего человечества? И что же это за механизмы трансформации, как они работают, можно ли ими управлять?

В XX веке подобными проблемами начали заниматься не только философы, историки и филологи, то есть теоретики науки, но и практики: геополитики, "глобальный" бизнес, революционеры, политтехнологи, воротилы массмедиа и много кто еще. Последние не только исследовали, но и активно, с помощью приобретенных знаний, воздействовали на общество, преследуя свои, сугубо практические, цели. И чем больше становилось точек такого воздействия, тем сложнее становилось, что-либо понять в происходящем, а значит падала и эффективность "инструмента", так необходимого в конкурентной борьбе за сокращающиеся ресурсы и рынки сбыта. У ученых возникла потребность в создании обобщенных теоретических моделей воздействия на общество через культуру, для чего они и обратились к этапу зарождения человеческой культуры. Почему именно к нему? Потому, что исследуя период формирования интересующих механизмов, проще всего понять принципы работы системы как целиком, так и того, как именно воздействие на общество можно осуществлять. То есть, всего того, благодаря чему появилась бы возможность создавать принципиальные модели процессов в культуре, проводить анализ их и затем использовать для практических целей.

( продолжение следует)

Оглавление

1. Предисловие
2. Введение
3. О чем важно помнить, изучая культуры древнего мира
   3.1 Чем древний человек принципиально отличался от современного
   3.2 Определений понятий "миф" и "мифологическое мышление"
   3.3 Психофизиологические истоки мифологического мышления
   3.4 Возникновение образа культурного героя
4. Эволюция образа культурного героя
   4.1 Палеолит: Культурный герой охотников (40 - 10 тыс.лет до н.э.)
   4.2 Неолит: Культурный герой земледельцев и скотоводов (10 - 4 тыс.лет до н. э.)
   4.3 Бронзовый век: Культурный герой первых горожан (4000 - 800 г.г. до н. э.)
   4.4 Подводя итоги эры безраздельного господства мифа в культуре
5. Заключение
6. Используемая литература

История

Previous post Next post
Up