Как-то партийные вожди разгромили СССР. Дело на этом не кончилось, а только началось. Будучи начитанными в отношении производительных сил и производственных отношений, эти деятели совершенно обоснованно принялись уничтожать материально-техническую базу коммунизма. Наиболее зловредной угрозой нового социального устройства, естественно, они посчитали производство средств производства. К числу же самых опасных производств средств производства они отнесли станкостроение, которое и уничтожили. Но и на этом история не кончилась.
Этим начальникам и тем, кто их сменил, потребовалось каким-то образом отстаивать свое право на жизнь и собственность от более продвинутых джентльменов удачи, и пришлось частично восстановить промышленность, в особенности военную. Поскольку свое станкостроение было уничтожено - купили импортные станки и расставили по заводам. Очень любопытно знакомиться с различного рода инструкциями и описаниями этого оборудования. Что ни говори, а теперь крепкой мышцей Стаханова много не наработаешь, другие пришли времена. Теперь очень многое зависит от того, насколько полно будут задействованы в производстве сотни тысяч лет мотивированного квалифицированного труда, материализованные в новом оборудовании. От эффективного освоения этого оборудования зависит возможность РФ противостоять различного рода супостатам, число которые постоянно множится. Так что тем, кому патриотизм и любовь к Родине и прочие идеалы чужды, пояснить надо на уровне им доступном - в конце концов, речь идет о защите собственности и жизни, и касается это всех.
Древние, решая аналогичную задачу в своих условиях, не стеснялись сочинять специальные науки, позволяющие на и доныне серьезном теоретическом уровне измерять объемы пирамид, площади полей, обрабатываемых рабами, вести календарь разливов рек. До нового времени их наследие - геометрия - практически без изменений отлаживалось и совершенствовалось, открывались новые разделы, улучшались методики преподавания, издавались учебники, получали похвальные грамоты и дипломы с отличием ученики. Конечно, много подпортила реформа Хинчина-Колмогорова с их псевдонаучными усложнениями и реформа Асмолова, возжелавшего отменить совесть и остановить время. Но в этих реформах не удалось уничтожить достижения древних геометров. Беда пришла с другой стороны - со стороны технического прогресса. К единому геометрически обусловленному точному языку техники - чертежу - добавились благодаря развитию ЭВМ не только точные языки описания совокупностей взаимодействующих геометрических объектов, представленных системами автоматизированного проектирования, но и приближенные языки описания деталей - DMIS для измерительной техники, CLDATA - для отображения траекторий металлорежущих инструментов, G-M коды для станков ЧПУ. Машиностроение постепенно перешло в режим СМУ Вавилон-Строй. Языки спутались, что, тем не менее, позволяет с большим увлечением искать виноватых в браке, ошибках проектирования и технологии, слабой загрузке оборудования и прочих трудностях импортозамещения, используя, в том числе, непечатный язык.
Тем, кто по нужникам ищут утраченные полимеры - это задача вполне по уму и по сердцу. Но если всерьез подумать о будущем - нужно другое решение. Поиск другого решения осложнен и тем, что новые станки ЧПУ изготавливались в условиях сдерживания технического прогресса - КОКОМ и прочих директивах ЕС. В конструкции и программы специально вносятся такие закладки, которые всемерно замедляют изучение и эффективное применение станков ЧПУ Не каждому дано спокойно реагировать на такие предупреждения: «После ручного вмешательства перед перезапуском станка подтвердить установки ручных абсолютных переключателей, параметров и абсолютного/инкрементного командного режима. Ввод данных с панели ввода вручную может повредить станок!». Но и весьма суровых бойцов ведет в недоумение такая инструкция:
Вообще-то считается, что прошедший санкционированное обучение персонал не полезет чинить станок, не отключенный от сети, от слова «никогда». Но технический прогресс в машиностроении требует жертв богу электричества.
Гражданам, прошедшим испытания угрозой травмы, смерти, лишения премии, поломки сверхдорогостоящего станка, удается разобрать смысл фразы: «Интерполяция: Линейная в 5 осях (требуется лицензия на экспорт)» или «Опция KinematicsComp не может быть активирована в экспортной версии». Но от этого разбора до эффективного использования оборудования еще очень далеко. Зато становится понятно, что в станках сознательно отключаются возможности их эффективного использования. Отключения накладывается на совершенную неприспособленность современных программ обучения в школах и ВУЗах к современным требованиям, исходящим из уровня машиностроительного оборудования. Поэтому наладчики современного оборудования, поневоле сочетающие моральную стойкость летчика-испытателя с геометрическим мышлением на уровне Архимеда и программистскими деяниями на уровне Сноудена - крайне дефицитны.
Выводы из этого исследования можно сделать следующие. Реформаторов образования в духе Хинчина, Колмогорова и Асмолова - гнать взашей. Вопросу обучения не только наладчиков ЧПУ, но и конструкторов и технологов, высшего руководства машиностроительных заводов современной машиностроительной геометрии - дать зеленую улицу. Или ждать бородатого террориста в гости. Пора понять, что нужно решение задачи именно в такой постановке.