Образование - это институт социализации личности, поэтому споры о том, что должно представлять собой образование всех уровней в постсоветской России, последние 25 лет не утихают. Как учить, чему учить, должна ли это быть форма подобная занятиям в Царскосельском лицее или кадетском училище, или стоит предоставить ученикам самим полный выбор предметов для индивидуального изучения?
В советское время образование строилось на следующих принципах: всеобщность, равенство, обязательность, бесплатность, преемственность, большая роль воспитательной функции, приобщение к труду. С его помощью стремились сформировать у детей целостную картину мира, подготовить человека-творца, строителя светлого будущего и кузнеца собственного счастья.
Но времена меняются, и в новой России были провозглашены новые запросы на качества и навыки человека, необходимость максимального сближения с системой образования западного образца для упрощения продолжения обучения и работы за границей. И решением "сверху" были запущены реформы, призванные адаптировать российское образование под эти цели, приблизить его к "современным реалиям".
Эта адаптация и поиск адекватных форм продолжаются по сей день, реформы проходят одна за другой. Но все это время они сопровождаются волнами недовольства, критики, недоумения общества, например, по поводу сокращения часов физики и математики в школе, изменения списка литературы.
Приводились аргументы в доказательства неэффективности реформ:
- что уровень образования радикально снижается
- что ВУЗы в ужасе от знаний абитуриентов
- что упал престиж профессии учителя, в школах работать некому
- что растет число неблагополучных подростков (малолетних алко- и наркозависимых
- что снижается культурный уровень школьников
- что нередко сами учащиеся недовольны качеством полученного образования.
И возник вопрос, если таковы результаты, то какие конечные цели преследуют реформаторы?
Изначальное настороженное отношение к проводимым реформам приобретает характер все более усиливающегося беспокойства на фоне последних событий в мире и новых глобальных вызовах:
1. Майдан на Украине и последовавший за ним приход к власти бандеровской хунты. Повлияла ли радикальная реформа образования, проводившаяся в постсоветской Украине, на возможность такого поворота событий?
2. Санкции, обострение отношений с Западом, восприятие многими руководителями западных стран России как агрессора и стратегического противника. Если одной из обозначенных реформаторами целей было облегчение интеграции российской молодежи в западное сообщество - насколько это возможно, оправданно и необходимо в сложившихся условиях?
3. Вербовка в ряды ИГИЛ. В последнее время в СМИ не раз освещались факты того, что молодые люди и девушки оказываются втянутыми сетью вербовщиков в ряды террористов, бросают дом и учебу и едут воевать в Сирию.
Были ли готовы к подобному наши реформаторы? Способны ли они внести в план реформ адекватные реальным запросам общества коррективы? Поддерживает ли народ, педагогическое сообщество выбранный курс реформ? Как показывают
результаты всероссийского опроса общественного мнения АКСИО-6, подавляющее большинство наших граждан реформы не поддерживают и оценивают сложившуюся к настоящему времени систему образования как неспособную отвечать на современные вызовы.
Есть в анналах народной мудрости такое выражение: "Иваны, не помнящие родства". Молодежи, не знающей истории, не имеющей устойчивых жизненных позиций и собственного мнения, не сложно подсунуть манипулятивные лозунги использовать как "пушечное мясо" для раскачки ситуации в стране и свержения неугодной власти.
Ясно одно: без срочного ответа на перечисленные вызовы, которые мы называем соответственно"Майдан в головах", "утечка мозгов", "вербовка ИГИЛ", без скорейшего исправления ситуации будущего у страны не будет.