"Я не посрамлю земли русской, не посрамлю своей семьи; сыну будет что вспомнить об отце его, и если когда-либо еще повторится столь грозный час, то будет с кого взять пример"
Из письма обрусевшего немца жене, 1942 г.
Он родился в Петрограде во время одной войны с Германией, во время другой - защищал блокадный Ленинград в партизанском отряде. Здесь рассказ о героическом жизненном пути прославленного советского партизана Александра Германа:
В конце лета 1942 года командование немецкой группы армий «Север» было озабочено развернувшимся наступлением Ленинградского и Волховского фронтов, стремившихся поскорее снять жестокую и страшную блокаду города на Неве. Удар Красной армии сорвал противнику операцию «Северное сияние», во время которой вермахт намеревался покончить с Ленинградом и его жителями раз и навсегда.
При этом в тылу у врага, на оккупированной территории Ленинградской области, существовал целый партизанский край, свободный от нацистов. С его территории периодически совершались дерзкие вылазки, во время которых уничтожались местные гарнизоны, взрывались железнодорожные составы и склады. Земля в буквальном смысле горела у захватчиков под ногами, несмотря на то что их карательные экспедиции следовали одна за другой. Отчаянные рейды партизан в нацистском тылу тогда позволили хотя бы немного ослабить смертельную хватку на горле измученной и голодной Северной столицы.
Среди многих других соединений и отрядов своими боевыми качествами выделялась 3-я Ленинградская партизанская бригада. К концу 1942 года в ней воевало 400 бойцов, а к весне 1943-го в трех ее полках было уже более тысячи человек. На это соединение равнялись другие бригады, благо командование 3-й Ленинградской охотно делилось опытом и навыками. Одной из ее сильных сторон считалась тактика быстрых рейдов и смелых маневров.
Руководил бригадой Александр Герман, за голову которого немецкое командование пообещало весьма крупную сумму в рейхсмарках. Герман наносил все новые и новые удары в неожиданных местах, попутно координируя свои действия с командованием Северо-Западного фронта.
Он был неуловим, словно Робин Гуд
Так было и в марте 1943 года, когда при наступлении советских войск на Старую Руссу партизаны при поддержке фронтовой авиации нанесли мощный удар по местной железной дороге, в итоге перерезав магистраль и на трое суток прекратив переброску резервов для 16-й армии вермахта. К началу 1943 года 3-я Ленинградская партизанская бригада уничтожила около 1300 вражеских солдат и офицеров, сожгла и подбила около 20 танков и бронемашин. Гитлеровцам приходилось с ней считаться, прикладывая при этом максимум усилий для ее разгрома.
Но в чем был секрет успеха бригады? Наверное, во многом в личности ее командира.
Парень с Лиговки
Александр Викторович Герман родился 24 мая 1915 года во время Первой мировой войны в Петрограде в семье обрусевших немцев. Помимо него в семье были две сестры - Анастасия и Нина. Александр окончил семилетку, расположенную на Лиговском проспекте, причем учился только на «четыре» и на «пять», с удовольствием пел в школьном хоре и отлично рисовал. Кстати, его рисунки сохранились до сих пор и теперь выставлены в школьном музее. Одноклассники вспоминали, что Саша всегда казался старше своих сверстников - целеустремленный и с лидерскими задатками, он всегда защищал слабых и опекал младших.
Будущее свое смышленый юноша хотел связать с техникой. В 1931 году он начал работать помощником слесаря в автомастерской, а в следующем году без отрыва от производства поступил в автостроительный техникум. Это было лишь начало его взрослой жизни - в 1933 году по комсомольской путевке Саша ушел в армию, откуда его направили в Орловское бронетанковое училище.
В преддверии большой войны механизированные войска становились главным ударным сухопутным родом войск и страна отчаянно нуждалась в грамотных командирах-танкистах. Орловское училище, из стен которого вышли 115 Героев Советского Союза, считалось одним из престижнейших военных заведений СССР. Неудивительно, что Герман стал одним из лучших его выпускников, окончив обучение с красным дипломом. В 1940 году способный лейтенант стал слушателем спецкурса высшего военного заведения СССР - Академии Генерального штаба имени М. В. Фрунзе. В его стенах готовилась элита Красной армии, «мозг армии», по образному выражению начальника Генштаба РККА маршала Бориса Шапошникова.
Помимо тактики, топографии, оружия, бронетанкового, саперного и автомобильного дела, слушатели изучали связь, авиацию, ПВО, высшую математику, химию взрывчатых веществ, металлургию, историю военного искусства, военную географию и педагогику, а также множество других важных и полезных дисциплин, включая иностранные языки. Офицеры-генштабисты должны были уметь разрабатывать оперативные и мобилизационные планы, контролировать ход боевой подготовки армии, знать состояние дел не только в своих войсках, но и у противника. И конечно, при необходимости уметь непосредственно руководить боевыми действиями.
К тому времени Александр Герман был уже не один - с женой Фаиной и сыном Альбертом он жил в московской коммунальной квартире на Большой Дорогомиловской улице. В свободные часы молодой любознательный командир вместе с семьей с удовольствием гулял по столичным улицам и музеям, знакомясь с городом и его историей. Казалось бы, будущее было безоблачным - впереди вдумчивого и талантливого офицера ждала блестящая военная карьера и звание генерала. Но эти планы разрушила война.
1941
Ее начало застало старшего лейтенанта Германа на втором курсе академии. В июле 1941 года его назначили офицером особых поручений разведывательного отдела штаба Северо-Западного фронта. Среди прочего ему поручили курировать разворачивающееся в Ленинградской области партизанское движение.
Основу отрядов будущих народных мстителей составили студенты и преподаватели Ленинградского института физкультуры имени П.Ф. Лесгафта, добровольцы из дивизий народного ополчения и истребительных батальонов, комсомольский и партийный актив. Во главе их зачастую ставили кадровых командиров. Тем самым в Ставке учитывали опыт Отечественной войны 1812 года, когда наряду с самостийно возникшими крестьянскими отрядами самообороны действовали сформированные армией летучие бригады из регулярной кавалерии и казаков. Причем именно последние показали себя наиболее боеспособными единицами, а имена их командиров - Дениса Давыдова, Александра Сеславина, Михаила Фонвизина и многих других - вошли в военные учебники по всему миру.
Но 28 августа 1941 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о депортации немцев Поволжья в Сибирь и Казахстан из-за того, что якобы среди них «имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов».
Тень сталинского подозрения упала на всех советских немцев
Это касалось и тех из них, кто честно и добросовестно сражался с гитлеровцами в рядах Красной армии. На этом мрачном фоне в штабе Северно-Западного фронта решили отправить Германа заместителем по разведке во 2-ю Особую партизанскую бригаду под командованием Алексея Литвиненко - подальше от глаз назойливых и чересчур бдительных особистов. Так для Александра Викторовича началась новая страница жизни - партизанская.
В рядах народных мстителей в годы Великой Отечественной войны находилось немало советских немцев. В Ленинградской области в партизанах, например, отважно воевал бывший летчик капитан Михаил Ассельборн, а одного из его боевых товарищей звали Иоганн Фризен. Стал Героем Советского Союза старший лейтенант Роберт Клейн, попавший в отряд из окружения. Золотой Звезды удостоился и другой смелый партизан, Эдуард Эрдман, впоследствии служивший разведчиком в партизанском отряде. С врагом сражались в Белоруссии С. Фишер, В. Штраухман, а также сестры Ирма и Эльза Лейзер, входившие в состав отряда «Смерть фашизму».
Как правило, наибольшую пользу во время боев советские немцы приносили в разведке. Причина понятна - из-за хорошего знания языка и обычаев противника.
Что касается Германа, то он быстро установил связь с местным подпольем и другими партизанскими отрядами. В его задачи, помимо разведки, также входили диверсии на железных и автомобильных дорогах. Вскоре его наградили орденом Красного Знамени, а летом 1942 года, уже в звании майора, назначили командиром 3-й Ленинградской партизанской бригады, основу которой составили бойцы 2-й особой бригады.
Партизанский край
Именно на этом посту вовсю развернулись полководческие и организационные таланты Александра Викторовича. Рядом с партизанской базой он развернул аэродром для приема самолетов с грузами с «большой земли», тщательно охраняемый зенитными расчетами. Когда гитлеровцы попытались ликвидировать аэродром, партизаны Германа уничтожили нефтяную базу в городе Порхов и авиационные склады в поселке Пушкинские Горы. Тем самым лесные мстители лишили на какое-то время вражескую авиацию почти всего топлива.
Как-то партизаны обнаружили проходившую недалеко от базы узкоколейную железную дорогу с брошенным на ней впопыхах при отступлении подвижным составом - паровозами, вагонами и платформами. Дорога была построена для вывоза торфа и вела к линии фронта, причем по самым глухим болотам и топям. Находка помогла наладить регулярные перевозки боеприпасов и снаряжения от линии фронта в тыл врага. Гарнизон же узловой станции Подсевы, по окраине которой проходила узкоколейка, каждый раз отвлекался мощными ударами в других местах. Когда же ее комендант майор Паульвиц попытался устроить засаду и перехватить партизан, они его убили, а станцию разгромили.
На освобожденной территории Герман открыл районную больницу, оказывавшую помощь как партизанам, так и мирным жителям. В ней работали хирургическое отделение, инфекционное, терапевтическое и даже акушерско-гинекологическое. По деревням на лошадях ездила своего рода скорая помощь, а наиболее тяжелые больные и раненые вывозились самолетами через линию фронта.
В партизанском крае действовала милиция, сельсоветы, а в школах даже шли занятия. В лесном «доме культуры» по выходным проходили танцы под гармонь или патефон, иногда показывали привезенные фильмы. Для старост, полицаев и прочих коллаборационистов Герман учредил специальный передвижной военный трибунал, который ездил по деревням и карал предателей.
Документальных свидетельств этому нет, но рассказывают, что как-то раз к партизанам обратилась группа солдат вермахта, попросив тех разрешить им отбыть в отпуск на родину на партизанской узкоколейке. Свою просьбу они объяснили тем, что не хотят быть взорванными по пути домой. Просьбу уважили, состав с гитлеровцами взрывать не стали, но отправили его в другую сторону - к линии фронта, в плен.
Неоднократно враги пытались уничтожить 3-ю Ленинградскую бригаду, но сначала ее нужно было найти. Один раз на поиски пустили специальную антипартизанскую зондеркоманду, на счету которой были десятки удачных карательных экспедиций. Разведка донесла Герману секрет успеха нацистов - при поимке или уничтожении партизана с него снимали обувь и одежду, затем давали собакам-ищейкам, после чего немцы легко выходили на место стоянки.
Тогда германовцы стали отправляться к местам диверсий одной тропой, а возвращаться другой, причем все пути отхода тщательно минировали, отчего каратели стали быстро нести тяжелые потери. Окончательно с зондеркомандой покончили после того, как взятому в плен солдату «забыли» завязать глаза, а ночью «помогли» сбежать с базы. Вернувшись к своим, тот рассказал о заветной дороге по непроходимой гати.
Последний бой майора Германа
В итоге две роты СС во главе со своим командиром уничтожили на болоте - часть погибла во время одновременного взрыва гати с двух сторон, другая часть утонула в непролазной жиже. После этого нацистские войска на какое-то время оставили попытки атаковать советский партизанский лагерь и перешли к обороне. Но основные бои были впереди. Герман понимал, что бригаде для выживания и победы необходимо быть рейдовым соединением, способным наносить врагу удары в самых неожиданных местах.
Война не прекращалась ни на день, ни на час. С июня 1942 года по сентябрь 1943 года партизаны 3-й Ленинградской бригады истребили 9652 нациста, взорвали 44 железнодорожных эшелона с живой силой и техникой врага, уничтожили 31 железнодорожный мост, разгромили 17 гарнизонов врага и прекратили деятельность 70 волостных управлений.
Герман писал жене Фаине: «Я видел фашиста в звериной шкуре, когда он издевается над мирным населением - детьми и стариками, видел, как изверг убивает ребенка перед глазами обезумевшей матери, как садистски насилует жену на глазах истерзанного мужа...»
«Мы заставили фашистов трепетать при упоминании слова „партизан“»
В начале сентября 1943 года в Новоржевском районе гитлеровцам удалось окружить бригаду. В ночь на 6 сентября Герман повел своих товарищей на прорыв. В районе деревни Житницы партизаны сбили врага с высот. Бригада прорвалась, но в этом ночном бою Александр Викторович получил три ранения. Последняя пуля, в голову, оказалась для 28-летнего комбрига смертельной.
Партизаны вынесли тело любимого командира с поля боя, переправили через линию фронта, а потом торжественно предали земле на центральной площади города Валдай Новгородской области. Вскоре 3-й Ленинградской партизанской бригаде присвоили имя А. В. Германа, а в апреле 1944 года прославленный партизанской командир посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
«Жизнь я люблю безумно. Она хороша и своими горестями, и своей радостью, но если придется умереть, то знай, что умру честно, самоотверженно. Я не посрамлю земли русской, не посрамлю своей семьи; сыну будет что вспомнить об отце его, и если когда-либо еще повторится столь грозный час, то будет с кого взять пример», - писал Герман жене в июле 1942 года.
Когда Альберт Александрович Герман вырос, то не подвел отца - он продолжил его ратное дело, став кадровым офицером Красной армии.
Все фото - его бригада.
Источник интернет-портал Великая Победа