Опека накажет родителей, отказывающихся от дистанционного образования?

Jul 14, 2020 21:53




Министр образования Астраханской области Виталий Гутман с плакатом

Инициатива по введению в российских школах цифровой образовательной среды (ЦОС) получила массовый негативный отклик со стороны родительской общественности и ряда представителей экспертного сообщества. Они уверены, что ЦОС приведет к падению качества образования, к еще большему социальному расслоению общества, и в итоге - к полному переходу школьников на дистанционную форму обучения.

В свою очередь, организаторы эксперимента с ЦОС уверяют, что введение в школах комбинированного образования с элементами цифровой составляющей является прогрессивной моделью и только повысит уровень школьного образования. Мы решили внимательно разобраться в этом вопросе.


Прежде всего стоит вкратце описать суть вопроса для непосвященного в тему читателя. Согласно постановлению правительства РФ, опубликованному на сайте нормативно-правовых документов regulation.gov.ru, с первого сентября 2020 года в 14 регионах России будет проведен эксперимент по введению в школах ЦОС. Документ был выложен на сайт 26 июня и вплоть до 10 июля российским гражданам было предложено его общественное обсуждение и оценка.

За время официального общественного обсуждения текста постановления с 26 июня по 10 июля 2020 года на портале проектов было оставлено 140 откликов «За» данную законодательную инициативу и 22 134 откликов - «Против» нее. И это при том, что оставить отклик могли только зарегистрированные пользователи, а перейти на страницу с размещенным постановлением практически не реально, в 90% случаев вас будет ожидать надпись «Ошибка 500», блокирующая доступ к материалам и вообще к просмотру страницы.

В то же время не менее репрезентативными являются данные общественного опроса, размещенного 4 июля на официальной странице портала «Госуслуги» в социальной сети «ВКонтакте». Пользователей попросили ответить на один вопрос: «Как вы относитесь к дистанционному обучению?» На утро 10 июля в опросе приняло участие 30 932 человека, 84,89% из них высказали свое абсолютно отрицательное отношение к возможности введения дистанционного обучения для школьников.

Казалось бы, всё абсолютно понятно и ясно, российские родители высказывают свое категоричное «нет» инициативе реализации в России эксперимента по введению ЦОС и дистанционного образования. Однако если начать глубже погружаться в вопрос, то ситуация все больше и больше перестает быть очевидной.

Попробуем в рамках данного обзорного материала попытаться разобраться, что же в действительности происходит с вопросом введения в России ЦОС? Действительно ли ЦОС становится прологом для введения в российских школах дистанционного образования? Ответы на эти вопросы можно найти, разобравшись с общественной ситуацией, происходящей в ряде регионов, включенных в список 14 регионов России, где планируется провести эксперимент.

Одним из таких регионов стала Астраханская область, где вопрос проведения эксперимента по введению в школах ЦОС вызвал общественный резонанс в среде родителей.



Гизис Николаос. Секретная школа (фрагмент). 1886

Пережив карантинную практику дистанционного обучения, родители, так сказать, «на собственной шкуре» ощутили все его «прелести». Как сообщила одна из мам журналисту ИА Красная Весна, «для детей это не облегчение и удобства в образовании, а зомбирование. Состояние детей ухудшилось, понизилось зрение, головные боли и переутомление сильное! Сон нарушился!»

Поэтому, узнав о грядущем эксперименте, родители Астраханской области стали объединяться в различных тематических чатах в соцсетях, писать обращения во все структурные ведомства, органы власти и даже президенту России. Под несколькими обращениями против введения ЦОС в регионе начали собирать живые подписи. На момент написания данного материала было собрано более 700 подписей, что для традиционно политически малоактивной Астрахани немало.

Активность родителей, на тот момент готовых уже чуть ли не штурмом брать городскую администрацию, не осталась незамеченной. 29 июня делегацию родителей принял у себя министр образования Астраханской области Виталий Гутман.



Пример одного из обращений родителей Астраханской области против дистанционного образования

На встрече министр солидаризировался с родителями, заверил их, что о введении в школах дистанционного образования речи не идет. Мало того, министр взял в руки один из плакатов протестующих с надписью «Наши дети должны учиться в школе, а не на кухне!» и попросил его сфотографировать с ним.

После этого чиновник заявил буквально следующее: «Эксперимент по внедрению целевой модели ЦОС - это не про дистанционное обучение, а про оснащение школ компьютерами, создание платформы с единым образовательным доступом ко всем ресурсам интернета на бесплатной основе. Благодаря развитию платформы ЦОС, в школы придет хорошее компьютерное оборудование, будет проведен высокоскоростной интернет».

И действительно, что плохого в высокоскоростном интернете и новых компьютерах для уроков программирования? Казалось бы, всё в порядке, зря родители беспокоятся. Часть родителей этот ответ удовлетворил. Как и местные СМИ, как один написавшие, что дистанционное образование в Астрахани отменяется.

Но постойте, а как же пункт постановления, который звучит так: «развитие системы организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения»? Разве это не про дистанционное образование?

И даже если речь действительно идет только о цифровизации учебного процесса в самих школах. Где гарантии, что предлагаемое комбинированное образование улучшит качество образовательного процесса, а не приведет к еще большей его деградации?

Новые образовательные методики, навязываемыми дидактиками Высшей школы экономики, показывают положительные результаты только в единичных школах и лицеях. Результаты так называемых «элитных» школ являются в большей степени заслугами талантливых и профессиональных педагогов, умеющих работать с внедряемыми методиками. Но в большинстве российских школ занятия выстроены на принципах привычной классно-урочной системы, уже долгие годы при всех имеющихся в ней недостатках показывающей свою эффективность и надежность.

Высшая школа тоже готовит учителей именно в рамках классно-урочной системы. Поэтому педагоги большинства школ не могут в нужной степени понять и тем более воспроизвести внедряемые новые технологии обучения. В результате получается некий методический мутант, разрушающий эффективность классно-урочной системы и при этом не дающий полноценной эффективности профессионального внедрения новых образовательных методик.

Последствием этого всего являются вынужденные обращения родителей к дополнительным репетиторам. Иначе ребенок просто становится неспособным к сдаче ЕГЭ.

И это говорим не мы, это заявляют сами авторы этих самых новых образовательных методик. Ставя проблему качества подготовки учителей как главную на пути внедрения новых образовательных практик.

Но и сами родители понимают, что внедрение чего-то нового требует, как минимум, качественного анализа и экспертиз. Сейчас же всех нас поставили перед безальтернативной необходимостью эксперимента с ЦОС.

Собственным опасением по проведению эксперимента ЦОС поделилась с корреспондентом ИА Красная Весна одна из участниц протеста: «Вызывает опасение не только, что знания будут в цифровом формате, но и цифровое оценивание знаний. Ведь правильным будет только тот [ответ], который заложен в машину. Кто сдавал тесты, сталкивались, что на вопрос можно и пунктом, „а“ и „б“ ответить. А машина только один выдает. Это убьет индивидуальность ребенка. Грубый, конечно, пример, но дети превратятся в лошадей с шорами на глазах. С компьютером ты не поспоришь и не докажешь свою точку зрения, и опять в этом плане возвращаемся к ЕГЭ и ОГЭ, где тестовая часть, проверяемая компьютером, не подлежит апелляции. Вот и сидят дети как мартышки, заучивают правильные ответы».

Читать полностью http://rvs.su/statia/opeka-nakazhet-roditeley-otkazyvayushchihsya-ot-distancionnogo-obrazovaniya

Удаленное обучение, Эксперимент ЦОС, Аналитика, Протест, Дистанционное образование, Развал образования

Previous post Next post
Up