Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.
Монтень
Помните, вас спрашивали в детстве: "Кем ты хочешь стать?" Вы уверенно говорили: "Хочу быть космонавтом!", "Хочу быть ученым!", "Хочу быть пожарным!", или что-нибудь в этом духе. Наверняка, вы не задумывались: «А если у меня для этого дар или талант? Выгодно ли это?». Что случилось потом?
Может быть вы передумали и поняли, что действительно вы хотите быть художником и стали им? Может быть идете к своему призванию без остановки? Тогда, вам можно позавидовать. А если по-другому? Если вы вдруг решили (или вас в этом убедили), что не можете стать кем желаете? Что у вас нет способностей, таланта или это невыгодно, непрестижно?
Никто обычно не помнит минуту, когда они начали бояться неудачи и сами очертили границы своего роста. Конечно, всегда есть фактор среды. Да, общество программируют так, что оно не требует от человека роста. Да, в воздухе разлит известный слоган «Бери от жизни все», попросту - халявы. Да, у вас могли быть плохие учителя. Родные тоже в вас ничего не разглядели... Но вы давно "уже большие". Не снимайте с себя ответственности за то мгновение. Среда не определяет нас полностью, потому что мы не животные и не автоматы. Мы люди, а значит у нас есть свобода и воля.
Я всегда старался думать, что каждый человек сам себя ограничивает. Но в какой-то миг и мои убеждения пошатнулись. Я подумал: "Что если все эти гении, великие, и просто талантливые люди изначально не такие как все. Что они с рождения такие и ничего не поделать? Тем более, что их так мало. Наверняка, я не из таких". Получилось, что сознательно или бессознательно горизонт я себе очертил. Однако, надежда теплилась. И, счастливый случай - я посмотрел документальный фильм "Семь шагов за горизонт" и вновь обрёл уверенность в том, что в каждом человеке живет "Моцарт". Реализация этого "гения", человека-Творца, и есть сокровенная сущность каждого, его предназначение и счастье.
Я рекомендую каждому посмотреть этот фильм. В нём сначало показаны самостоятельные проявления гения, а затем "обычные" люди, которые могут приближаться к их уровню, раскрепощая свой творческий потенциал. Читать стихи как Комиссаржевская, играть как Рахманинов, писать как Репин или Рафаэль? Да! Это делают простые молодые люди! Студенты первых курсов профильных учебных заведений. Конечно, они знакомы с творчеством Репина, Рахманинова и Комиссаржевской. Да, они немножко умеют играть, рисовать, выступать. Но они не гении, все мы были такими (или есть). Их погружают в гипноз и говорят, что они великие таланты, но ведь они всё равно остаются теми же Петями, Сашами, Машами… Что же случается с ними, когда им снимают ограничения и внушают полную веру в себя? Из обычных Маш и Саш, они перевоплощаются в гениев...
Click to view
У кого-то может закрасться подозрение, что это не правда. Скептикам, просто советую сравнить сегодняшние «научно-популярные» фильмы и советские. Вы всё поймете без лишних слов. (Рекомендую посмотреть и другие, по праву, названными шедеврами документального кино, фильмы Феликса Соболева: «Я и другие», «Думают ли животные»)
А что же я? Я воспрял духом. Меня так захватила эта тема, что я ознакомился с работой Райкова (того самого врача-гипнотизера из фильма) «Биоэволюция и совершенствование человека. Гипноз, сознание, творчество, искусство», где он описывает свои эксперименты и их результаты. В ней есть подробные описания опытов, показанных в фильме. И развернутые доказательства: в каждом человеке ждёт своего часа Моцарт, Эдиссон, Ломоносов или Репин, а может и все сразу! Все участники эксперимент бывали ими не только в гипнозе: итогом сеансов была творческая мобилизация и развитие в реальной жизни.
Конечно, гипноз не общеупотребительный способ мобилизации и пробуждения творческих способностей. Есть и другие педагогические и психологические методики. Главный и общеупотребительный метод заключается в двух словах: «Делай! Ты можешь!». Верьте, но не ленитесь. Найдите лучших учителей. Работайте, самоотверженно, ибо в жизни, талант, это не дар, а награда. Её нужно нужно заслужить. Как говорил великий театральный режиссер Константин Сергеевич Станиславский «Научить нельзя! Научится можно!».
Возможность идти по этой дороге должны быть у каждого. Унижение для человека проживать всю свою жизнь, думая только о хлебе насущном (или о других, совсем не насущных фитюльках). Нам нужно общество, которое всеми силами способствует, восхождению и развитию человека. Создание такого строя - это ответ на историософский вопрос о духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.
Мы должны не прятать, а использовать все знания и все способы для этой великой цели. На секунду только, представьте как изменится человечество, если творческая мобилизация затронет 10-20-30...100% населения Земли. Как изменится мир, если она будет направлена на благое развитие? И не надо утверждать, что некому будет «горшки обжигать». Их будут обжигать, до тех пор пока есть человек, но никогда пределом для человека это уже не станет. Он будет тратить необходимый минимум времени на рутину, а всё остальное будет посвящать творчеству. Да и не нужны станут множество вещей в таком количестве, как сейчас.
Будущее, за которое стоит бороться! В современном потребительско-капиталистическому устройстве оно невозможно. Капитализму нужен не человек, а платежеспособный автомат - потребитель/производитель. Будущее - это коммунизм. Коммунизм - как раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших творческих способностей. Все остальное, экономика, политика, социальная сфера - должны быть направлены на достижение этой цели.
Не случайно этот документальный фильм был снят в СССР, в нашей стране, где впервые попробовали воплощать этот принцип. К сожалению, до конца не получилось, может быть поэтому его смогли разрушить. Но это не значит, что направление было выбрано неверно. С него свернули (кто и зачем вопрос отдельный). У нас есть огромный опыт, который необходимо совершенствовать. Брать успешные разработки, привносить новое, отбрасывать плохое и с обновленной целью идти вперед! Вместе, через миры и века!
"Дерзайте! Вы талантливы! Ваши возможности безграничны." (Райков В.Л.)
___________________________________________
P. S. Тем, кому захотелось дослушать чудесную мелодию, которую исполняла девушка из фильма.
Для вас: Фредерик Шопен Scherzo n°2 in Sibm Op 31, в потрясающем исполнении Артура Рубенштейна:
Click to view