В своей предыдущей
статье я поднял вопрос о необходимости трудового и патриотического воспитания среди молодежи. В данном посте я бы хотел продолжить этот разговор...
Занимаясь правильным воспитанием молодежи мы продлеваем жизнь нашему народу и нашему государству. Ведь в идеале, молодежь несет на себе историческую миссию. Молодежь должна обладать более высокими в сравнении с поколением своих предшественников образовательно-профессиональным уровнем, быть более подготовленной в культурных и нравственных отношениях, уметь реализовывать свой творческий потенциал.
Поэтому в центр воспитательной работы ставится задача формирования у каждого ребенка глубокого уважения и готовности к добросовестному труду на общее благо, будь то труд умственный или физический. Труд выступает как системообразующий фактор воспитания, а трудовое воспитание является ведущим.
Но это в идеале. В реальности же, мы видим совсем другую картину: атомизированный молодой человек с детства привыкает к понятию халява и как получится, важнее всего становятся деньги и собственные удовольствия. Да что там молодой человек, многие уже взрослые и сознательные люди придерживаются таких же понятийных рамок. Виной тому нынешняя окружающая действительность, десятилетия жизни в условия криминально-буржуазной системы.
В действительности этой системы нет места коллективизму, взаимовыручке, общественно-полезному труду и прочим понятиям возвышающим человека. Всё это высмеяно, размазано, растоптано.
В нынешней системе человек-человеку волк.
Не знаю как вы, а я такую систему принять не готов. Что-то глубоко внутри меня все это отторгает. И это что-то русский культурный код. Видимо не зря мне в детстве папа сказки русские читал)
Поэтому дальше я буду говорить о идеальном. О том, каким я вижу будущее. Которое нам с вами, то есть обществу, придется строить. И чем раньше мы это поймем и сделаем, тем больше шансов, что удастся спасти наших детей и нашу страну.
Простите, но без этих слов приступить к более предметному разговору я не мог.
В своих мыслях я буду опираться на книгу "Трудовое воспитание молодежи" 1986 года.
Анализ воспитательной деятельности школьников показал, что ее основными направлениями являются: организация трудового воспитания и обучения; производительного труда школьников; их гражданское и патриотическое воспитание, развитие познавательной активности и формирование творческого отношения к делу.
Я вижу четыре субъекта способных объединить свой педагогический потенциал в совместной координированной воспитательной деятельности: школа, общество, трудовой коллектив, семья. Повышение эффективности воспитания в большей степени зависит от согласованных усилий и единства требований к учащимся со стороны данных субъектов. Одной школе или семье сделать это будет значительно сложнее.
Школа
Подлинная воспитанность человека, основу которой дает семья и школа в детские годы, означает не одно лишь знание общественных норм нравственности и культуры с целью их соблюдения. Речь идет о принятии этих норм как внутреннего регулятора собственных действий и поступков. Простое усвоение в школе логических знаний само по себе не развивает внутреннего интереса к истине, к познанию окружающего мира. Необходимы собственный опыт и эксперимент, нужно утверждение самого себя как личности. И наиболее простой формой самовыражения является труд с элементами творчества.
Поэтому важно, чтобы школьный труд был целесообразным, общественно полезным. А не трудом Сизифа бесплодным, равнозначным пустой трате сил, а потому воспринимаемым как тяжелое бремя и самой школой, и учениками, и их родителями.
Поэтому школа не должна готовить профессиональных рабочих, а воспитывать в каждом школьнике творческое отношение к труду, гуманистический идеал труда.
Представляет практический интерес соединение научно-технического творчества молодежи с детским техническим творчеством. Это могут быть лекции и семинары по теории решения изобретательских задач, по дизайну, робототехнике, заказы производственных центров школьным мастерским на производство продукции, совместные разработки.
Необходимо возрождать систему развития детского технического творчества. Организовывать многочисленные технические кружки с промышленной тематикой различных типов: учебно-технические, конструкторско-технические и профильные кружки (по отдельным профилям металлургического, роботехнического и других производств), кружки художественного творчества.
Всегда нужно помнить, что нельзя пробудить у человека интерес к новым знаниям без выработки активного творческого отношения к своему труду, без раскрытия перспективы развития трудового коллектива. А.Б.Нобель в свое время говорил, что человеческий труд есть животворный огонь производства, а творчество является кислородом, без которого этот огонь гаснет.
Дальнейшая задача стоит в соединении детского технического творчества с производительным трудом для нужд общественных хозяйств на базе УПК (учебно производственных комплексов), учебных цехов и ученических производственных бригад. Необходимо это всё возрождать!
Семья
Необходимо поднять ответственность родителей за воспитание детей в духе уважения и любви к труду, за их подготовку к общественно полезной деятельности.
При этом родителям нужно постоянно помнить о том, что дети во всем подражают им, зорко подмечая их истинное отношение к окружающему миру, труду и творчеству.
Семье целесообразно объединить свои воспитательные усилия со школой. Вот лишь несколько возможных форм совместной деятельности:
* Организация педагогического всеобуча родителей в рамках школы;
* Привлечение родителей к участию в организации и проведении воспитательной работы в школе, в УПК;
* Изучение, пропаганда и распространение передового опыта семейного воспитания на родительских собраниях и конференциях;
* Поощрение родителей за успехи в воспитании собственных детей и за активное участие в воспитательной работе в школе;
* Организовать систему взаимного обучения субъектов воспитательного процесса (школа обеспечивает педагогический всеобуч родителей, а те, в свою очередь, знакомят учителей с различными отраслями хозяйства и производства, что помогает им в работе по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся).
Общество
В работу со школьниками должны активно вовлекаться и представители общества, которые в данных условиях имеют возможность расширить сферу своей воспитательной деятельности, занимаясь не только воспитанием собственных детей, но и их сверстников.
Помимо этого здесь открываются новые каналы воздействия на неблагополучные семьи со стороны общества и школы. В условиях общественного поля появляются большие возможности для успешного взаимодействия воспитывающих сил в организации разнообразной деятельности учащихся в неучебное время, а педагогическим центром воспитательной работы становится школа.
Как справедливо отмечает советский профессор В.Д.Попов, "включение совокупной эрудиции, профессионального жизненного опыта взрослого населения общества в учебно-воспитательный процесс под руководством профессиональных педагогов - наиболее оптимальный путь совершенствования отношений субъектов непосредственного формирования личности растущего человека".
Таким образом общение взрослых и детей всё шире выходит за рамки семейных отношений: родители, общество все больше принимают непосредственное участие в жизни школы, выступают как организаторы трудового воспитания.
Формирование трудовой активности детей, их готовности к труду осуществляются в постоянном общении и взаимодействии со взрослыми.
Описанные мною принципы возможного построения системы воспитания и трудового воспитания молодежи не фантастика, а наше с вами несправедливо забытое прошлое. И только в наших силах сделать его - настоящим и будущим!
Над чем собственно мы сейчас и работаем, присоединяйтесь.