Майдан, помойка или жизнь? Учитель о детях в ДНР и России

Feb 18, 2019 19:30

Человека всегда можно повести наверх. В это должен верить учитель - и заражать своей верой



Когда распад СССР был в самом разгаре, ученики выдающегося историка Аполлона Кузьмина в Московском государственном педагогическом институте, позднее ставшем университетом, сплотились и почему-то решили сопротивляться творившемуся кругом разрушению. Преподаватели МПГУ воспитали группу молодых учителей - представителей уже следующего поколения. Современным молодым парням и девушкам предстояли поездки в Чечню и Донбасс, но самое главное - столкновение с разрухой в умах и душах постсоветских подопечных.

Ответы на наши вопросы молодой учитель Александр Глазков присылал в социальной сети ВКонтакте, в перерывах между своими занятиями с трудными подростками. Глазков и его единомышленники водят ребят в походы, на экскурсии, семинары, лекции и театральные постановки, проводят для них военно-спортивные и другие игры. Чтобы переломить неблагополучие - сделать эту невероятную операцию, инструментов нужно не меньше, чем хирургу.

Александр Глазков: Наша деятельность основывается на традиционной педагогике (ближе всего - это А. С. Макаренко с его развитием личности через коллектив, воспитанием в человеке общественных интересов как своих личных). Работа ведется уже много лет, в разных районах города Москвы. Сейчас - в трех, раньше работали в семи, часть педагогов немного перепрофилировалась, работает по другим направлениям. Основная «аудитория» - обычные ребята, многие из них состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних.



Корреспондент: Недавно в МПГУ открылась выставка, посвященная вашей школе, которую вы проводите каждое лето на Селигере. Расскажи, пожалуйста, об этой школе.

А.Г.: Основу методики составляет созидательная деятельность. Все участники слета приезжают на пустое место, в изоляции от города и привычных условий. Они вынуждены работать, чтобы заниматься по программе, все условия они должны сообща создать самостоятельно. Нарубить дрова для полевой кухни, поставить палатки и сделать места для умывания, устроить учебные площадки и места для теоретических занятий. Правила для всех там едины. И каждый поровну вносит в общее дело, как дежуря ночью, охраняя чужой сон, так и помогая товарищу в ходе занятий.

Во время слета проявляются все лучшие и худшие качества, воспитывается волевые, лидерские качества, умение работать в коллективе, уходить от эгоизма и инфантилизма.

А вообще довольно долго это описывать, я думаю, это тема для отдельного длинного разговора.

Корр.: Какими своими учениками ты гордишься и почему?

А.Г.: Есть такие ребята, не буду называть имен и фамилий, чтобы не гордились. Это те, кто раньше были заправскими хулиганами, от которых отказывались в школе педагоги. Часть из них сейчас поступила в кадетские корпуса, с твердой целью стать защитниками Отечества. Часть учится в колледжах МЧС. Кто-то сейчас готовится к поступлению в университет МВД. Эти ребята при каждой возможности стараются помогать в работе с младшими группами. Но в любом случае - им есть еще куда расти и развиваться.



Корр.: Расскажи о своей поездке в Донбасс.

А.Г.: В одной из наших поездок в Донецкую Народную Республику мы были как строй-педагогический отряд. К слову, интернациональный. В нашей группе было двое русских, абхаз, азербайджанка и татарка)).

В наши задачи входила помощь в проведении молодежных мероприятий на территории республики (основное - «Забег Героев»), обмен опытом с работниками министерства молодежи, спорта и туризма, а также участие в ряде трудовых мероприятий.

Одним из таких мероприятий была уборка на территории сквера-площадки. Проводили с местными активистами, было нас человек 15 всего. Сквер был в ужасном состоянии, планировалось его расчистить и восстановить место культуры и отдыха дончан.

На построении по распределению участка работы, увидели сзади роющимися в мусорном контейнере местных ребятишек. Это были дети 7-12 лет, они что-то доставали, играли. Я как педагог не мог не обратить на них внимание. Окрикнул, пошутил, завел беседу издалека, позвал к нам (не помню, что именно говорил).

Нам не хватало рабочих рук, а эти детишки были без дела.

Одна из местных активисток была против: «Они не пойдут работать, не послушают». Поднялся, поговорил с ними, объяснил что мы делаем и зачем: «Это ваша земля - какой вы ее сделаете, такой она и будет. Хотите рыться в контейнере, пожалуйста, конечно. А можем вместе убрать землю от грязи, преобразить, построить на ней что-то - детскую или спортивную площадку». Это подействовало. Веселые макушки начали нам помогать, помогли развести костер, собирали мусор.

Делали столько, сколько могли, по своему возрасту. И произошел случай: пару мальчишек, нося мусор, по дороге оставляли за собой след, на что одна из активисток сердито сказала: «Больше от вас мусора, чем пользы». Ей ответили, что все в порядке и им надо работать, так как они еще могут вырасти, воспитаться. Она же громко возразила: «Они дети войны - с ними бесполезно заниматься».

Те два мальчугана это услышали, бросили мусор, как стояли, и с обидой начали уходить. Поговорили с ними, объяснили, чтобы не обижались, а если твердо решили уйти - чтобы выбросили мусор в огонь, дабы не сбивать настрой у остальных. Они согласились, выкинули. Ушли. Через минуту раздался хлопок. Уходя бросили пару патронов в костер. К счастью, все были целы.

По этому случаю со всеми состоялся разговор: дети - это будущее, отвернетесь от него, оно отвернется от вас.

Работу продолжили, многое успели в тот день еще сделать.

Корр.: Донбасс, Чечня, Россия - какие проблемы общие для «педагогического пространства» бывшего СССР?

Проблемы ровно такие же, как и для всего нашего общества. Все, что касается взрослых - ровным счетом переносится на детей. Здесь, благодаря либеральной политике, целое поле проблем. Я считаю, что у нас на данный момент нет сильной организации, способной собирать молодежь с улицы и работать с ней. Говорю не о профанации и красивых картинках, а именно о содержательной системной работе. Гражданско-патриотическом воспитании, основанном на истории нашей страны, ее традиционных ценностях.

Если мы это упустим, за нас сделают другие. Пример перед глазами. Это Украина.



Источник статьи.

Трудовое воспитание, Мнение эксперта, Педагогика, Донбасс, Патриотическое воспитание, Воспитание, Образование

Previous post Next post
Up