Финансирования культуры

Mar 15, 2015 11:36


( продолжение)

Хочется обратить отдельное внимание на текущее состояние сферы взаимодействия государства и культуры.



С точки зрения затрат на культуру в настоящий момент ситуация выглядит следующим образом [22]:

  1. Самые высокие объемы государственной поддержки по статье «культура и рекреация» в докризисный период отмечались (% от ВВП) в: Дании (1,6), Франции (1,5), Израиле (1,4), Чехии (1,3) и скандинавских странах (в районе 1%)
  2. Для сравнения, не совсем корректного, но близкого, аналогичные расходы в РФ составляли порядка 0,7%
  3. При пересчете на «душу населения» государственные затраты на культуру в 2000-х годах в западной Европе были от 78 евро в год для Великобритании, до 488 в Норвегии. При этом в Чехии - 97, 112 - в Германии, 117 - в Италии, 148 - в Испании, 197 - во Франции, 274 - в Австрии.
  4. Для сравнения в указанный период, условно - до кризиса, затраты в РФ составляли порядка 20 евро в год. В 2010 они выросли примерно в 2,5 раза, но тем не менее цифры говорят сами за себя.
Правда с любыми цифрами, касающимися культуры, надо отчетливо понимать, что они дают только общее представление о ситуации. Например, в США, модель финансирования построена так, что государство создает условия, при которых значительную часть затрат на культуру берет на себя бизнес. Подробнее о подобной модели финансирования будет ниже.

Кроме того, сам механизм сравнения достаточно условен. Несмотря на введение ЮНЕСКО в 2009 году единых правил ведения статистического учета в сфере культуры [23], сопоставимости данных по финансированию культуры по-прежнему достичь не удается. В разных странах в культурный сектор включают различные направления досуговой деятельности, которые, строго говоря, не относятся к культурной деятельности как таковой.

И последнее, объем финансирования культуры - это очень общий индикатор, куда больше о современной роли государства в сфере культуры может рассказать обзор его культурной политики. Подробно эта тема разбирается у Тросби в «Экономике культуры» [24]. Но я бы хотел тут отметить два момента. Сфера культуры стремительно политизируется, и превращается в актуальный инструмент государственной политики, причем не только внутренней, но и внешней. И второе, формируется глобальный тренд на разделение сферы культуры на:

  1. Высокую культуру для ядра западной цивилизации
  2. Культуру для периферии ядра, так называемая современная западная массовая культура
  3. И карго культуру для стран, лежащих вне западной цивилизации.
То есть, культура в современном обществе становится геополитическим инструментом, к которому, как к затратам на обычную армию, особое отношение со стороны государства. Более подробное рассмотрение этого аспекта государственного вмешательства в культуру лежит вне рамок данной работы. Желающие изучить вопрос глубже могут самостоятельно обратиться к упомянутым выше работам Тросби и Хезмондалша.

Источники

22 Музычук В.Ю. Должно ли государство финансировать культуру?, С11-13
23 Система статистики культуры ЮНЕСКО - 2009 (ССК). UNESCO-UIS. Canada, 2010.
24 Тросби, Д. - Экономика и культура

К оглавлению

Previous post Next post
Up