Минобрнауки разработало
проект ведомственного приказа. Приказ этот содержит нововведения, которые способны нанести серьезный удар по школьному образовательному процессу. Давайте приглядимся к нему повнимательнее. Называется документ так: «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г под номером №1015.»
Нововведение первое. Лимит затрат времени на выполнение домашнего задания.
Разработчики приказа считают, что "при реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов необходимо учитывать, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часа."
Во-первых, данной нормой совершенно не учитывается, что психика у детей функционирует по-разному. Приведу некоторые характеристики познавательной деятельности ребенка, которые оказывают влияние на количество времени, требуемого для выполнения какой-либо задачи, и которые могут сильно различаться у детей, имеющих равный уровень интеллектуального развития:
- Темп психомоторных реакций. Это скорость, с которой дети воспринимают, осмысливают и реагируют на тот или иной стимул. Иными словами, одни дети думают и действуют быстрее, другие - медленнее. Соответственно, одним детям нужно больше времени на выполнение заданий, другим - меньше.
-
Еще одной характеристикой, влияющей на скорость выполнения заданий, является врабатываемость. Одним детям нужно больше времени, чтобы включиться в работу (а потом функционировать на хорошем темпе), а другим - меньше.
- Не менее важной характеристикой психического функционирования является способность достаточное время удерживать внимание, выполняя какую-либо задачу. Детям, у которых есть трудности с удерживанием внимания, также нужно больше времени для выполнения какой-либо работы, поскольку они часто отвлекаются, и далеко не всегда можно проверить, думает ли сидящий за учебником ребенок над задачей из учебника или о чем-то, не связанном с домашним заданием. Как подсчитывать такие промежутки времени? Это не поддается подсчету, даже если сидеть с секундомером в руках и внимательно смотреть ребенку в глаза. Таким детям нужно порой в несколько раз больше времени на работу, чем детям, таких трудностей не имеющим.
Получается, что разным детям нужно разное количество времени для выполнения одного и того же объема работы. При такой разнице (порой в несколько раз) ограничение объема домашнего задания временем, затраченным на его выполнение, приведет к ориентации на самых медленных, т.е. к существенному снижению объема, что не может не сказаться на конечном уровне подготовке учеников.
Во-вторых, введение каких бы то ни было временных лимитов является неправомочным, поскольку контроль за выполнением домашней работы - это прерогатива родителей. Контроль является частью семейного воспитания, неотъемлемой родительской функцией. Только родитель, зная особенности психического функционирования своего ребенка, особенности его характера, может точно определить как наилучшим образом организовать выполнение домашних заданий. Вводить подобные лимиты - значит вторгаться в область родительской компетенции, нарушать родительские права. Подобная инициатива, на мой взгляд, имеет явные ювенальные признаки и противоречит традиционным российским принципам воспитания.
Нововведение второе. Введение возможности реализации интегрированных образовательных программ.
Приказ вводит возможность реализации программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего. Собственно, эта норма вводит раннее профильное обучение. «Реализация таких программ равносильна специализации в образовании детей с 5-го класса, что повлечет неизбежное снижение содержания программ по общеобразовательным предметам. Ведь это содержание нигде не закреплено в качестве обязательного. В новых ФГОС исчезли единые требования к содержанию программы по конкретным предметам, а программы, которые разрабатываются Минобрнауки, являются примерными (всего лишь основой) - т.е. школа может варьировать содержание образовательных программ. Очевидно, что в связи с недопустимостью перегружать детей обучение профессиональным навыкам в «интегрированных» программах будет идти за счет уменьшения содержания других учебных предметов. Вообще вариативность образовательных программ, которую сейчас продвигают новые ФГОС, делает невозможным создание единого образовательного пространства - об этом уже заявляли представители Российской академии образования, однако до сих пор ФГОС не изменены.», - пишет Ольга Горянина в своем
анализе этого приказа.
В проекте изменений указано, что данное новшество вводится с целью «выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности». Тут бы хотелось уточнить, что представляет из себя понятие «способности». Потому что такое уточнение сразу раскроет разрушительную суть этого нововведения от Минобрнауки.
Как указывал академик Борис Михайлович Тепло́в (советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, занимавшийся проблемой выявления и развития способностей), понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Проблема заключается в том, что понятие «способности» часто путают с понятием «навыки». А потому за способности часто принимают хорошо развитые навыки. Это особенно касается творческих способностей. Они часто скрыты от окружающих и от самого ребенка и могут проявиться достаточно поздно, уже во взрослом возрасте, в то время как навыки можно очевидным образом оценить и при известном упорстве развить даже тогда, когда одаренности или способностей к данному виду деятельности у индивида нет. Показательным примером может служить выдающийся художник Финсент Ван Гог, написавший свою первую картину в возрасте 28 лет.
Примеров, когда способности человека проявлялись значительно позже периода школьного обучения, огромное количество. Необходимым условием для развития способностей является наличие возможности их проявить. А потому ребенок должен получить как можно более широкое образование. Если ребенку с раннего возраста давать узко специализированные знания, руководствуясь, например, его успешно освоенными навыками, то можно отнять у него шанс проявить именно свои способности, а не навыки. Чем более широкое образование он получит, тем с большей вероятностью проявятся его способности.
Более того, если профильное обучение будет проводиться в ущерб общеобразовательным предметам, то ребенок не приобретет знаний и умений, которые позже могли бы содействовать дальнейшему развитию способностей. Отсутствие соответствующих навыков и знаний будет являться тормозом для развития способностей.
Можно сделать вывод, что данное нововведение, направленное на выявление способностей у детей, приведет к обратному эффекту. Оно существенно снижает возможности выявления способностей у детей. На выходе мы получим поколение плохо образованных людей, весьма посредственных в своей деятельности, поскольку возможность проявить свои истинные способности у них отняли.
Кроме того, Б.М. Теплов считал, что способности в наивысшей степени проявляются в сочетании с другими способностями. Лишая ребенка возможности развиваться в разных областях человеческой деятельности, мы получаем на выходе дисгармоничную, не способную эффективно действовать личность, поскольку успешная деятельность всегда предполагает наличие нескольких способностей. Исследования Теплова перекликаются с исследованиями нейрофизиологов, утверждающих, что функциональность головного мозга прямо пропорциональна количеству образованных нейронных связей. Эти связи образуются в процессе активной деятельности и приобретения новых знаний. Чем больше видов деятельности, которыми занят ребенок, тем больше образуется нейронных связей. После возраста десяти лет неактивируемые межнейронные связи разрушаются. Это значит, что если ребенок старше десяти лет отказывается от какой-либо деятельности, то созданные в процессе этой деятельности нейронные связи могут утрачиваться. А это значит, что мозг его будет функционировать хуже, чем мог бы.
Вывод здесь может быть только один: ранняя профессионализация и ограничение образования в других областях приведут не к максимальному развитию тех или иных способностей ребенка, а к прямо противоположному результату. Способности у детей будут развиваться хуже.