Марафон Истории. #ФТЛ версия. г. Саратов. 4 урока спустя...

Mar 03, 2015 01:03



На кануне я писал, что мне предстоит провести "Уроки мужества". Расскажу, как все прошло, какие были сюрпризы и разочарования...


Дети и Шаги Истории.
2 урока в 2-ух выпускных 11-ых классах. Откровенно говоря, мне было интересно не столько рассказать о стенгазете, сколько посмотреть на каком уровне эти дети способны вести дискуссию.



Формат урока ребят несколько удивил, они не знали, как на меня реагировать - не учитель, говорит на какую-то странную тему, какая-то стенгазета еще... Девушки решали математику, кто-то грыз яблоко и пил сок, кто-то сидел в планшете и телефоне...







Чем сложнее и глубже темы мы затрагивали, тем ярче загарались их глаза. И сок ушел, куда-то и телефон был отложен в сторону. (Конечно пришлось обратить внимание, что посторонние дела мешают основной нашей цели, ребята согласились и мы больше не возвращались к этому вопросу)





Сложные темы заставляли их покопаться в мыслях.



А говорили мы о мужестве в жизни, нужно ли оно вообще?
Ребята поделились собственным опытом, кто-то кошку с дерева снял, с большой высоты и мы обсудили, чем этот поступок отличается от вот такого поступка:

image Click to view



Очень по-взрослому, этому видео была дана взвешенная оценка. Адреналин, риск, а во имя чего? Кучи просмотров на ютубе? Чтобы молодеж с не окрепшей психикой и отсутствием навыков полезла снимать аналогичное видео и погибла...? Этому "мужеству" ребята дали четкую оценку и рассудили, что спасенная кошка гораздо важенее. А где кошка, там и другой поступок, цена которому - человеческая жизнь. Ее ребят возвели в ранг абсолютной ценности и разменивать на глупости явно не планируют.

На каждом вопросе мы окунались в историю, черпали оттуда примеры для осмысления и понимания, чтобы на контрасте прощупать смысл и заглянуть самую суть.

Говорили мы о том, чем отличается Естественная наука от Гуманитарной. Обучным для технарей образом ученики пожурили гуманитариев за болтовню, толи дело у нас техника, математика, физика ого-го. А когда мы посмотрели инструментарий гуманитарных технологий и как они используются в современном мире, их тон изменился:

image Click to view



Изучение объекта (Естественная наука) и изучение субъекта (Гуманитарная наука) два наисложнейших вопроса, в котором ребята рассуждали так, как, порой от взрослых не услышишь. И это на протяжении двух уроков, часть ребят даже на перемене продолжали задавать вопросы.
Дискуссия плавно перетекла в сферу политики и современных войн. Присоединение Крыма в состав РФ, роль нашего флота в раскладе военно-морских сил на акватории Черного моря, состояние нашей армии... Мы разбирали темы все глубже и все сложнее, я ждал когда же они выдохнутся? Когда мы зайдем в "темную комнату", где они будут беспомощны, как котята, а они раз за разом "находили спички", в тусклом свете лучины "отыскивали фонарик", фонариком находили "выключали" и проливали свет на обсуждаемый вопрос!
И это по непрофильной для них гуманитарной тематике...
Они поднимали градус дискуссии, когда мои аргументы были неубедительны и стояли на своем, требуя фактов и убедительности. Я взмок (марафон однако), а они два часа без устали рассуждали, ошибались, признавали ошибки, высмеивали себя и друг друга. Но глубокие вопросы подвергались серьезному разбору, без шуток и кревляний, а серьезно и по-взрослому!
Говорили о роли коллектива, что сплоченный коллектив единомышленников сворачивает горы. Сначала они в этом усомнились. Статья из стенгазеты от 7 февраля (см. картинку в начале поста) нам показала, что вертолет Ка-50 в одиночку не собрать, что с момента первого опыта Ломоносова до современной машины прошло почти три столетия. Преемственность поколений имеет не меньшую цену, чем коллектив решающий конкретную задачу.
Показали, как они друг с другом общаются, не перебивали, небыло ни намека на унижение, спорили горячо, но не переходили на личность. Рассказывали о том, как вместе преодолевают трудности учебы - и это "вместе" ответило на мой вопрос: Какой же он коллективный дух тринашки?
Он живой! И крайне интерсный для таково вот исследования.

Много чего мы еще обсудили, самые яркие моменты я описал. Какое же впечатление осталось? Оба класса были разные в одном вспыхнули, как порох политические вопросы, в другом спокойно и рассудительно разбирали историческую тематику. Всех интересовал мой опыт военной службы (витает в воздухе военная тема и дети это остро чувствуют), мое техническое и гуманитарное образование, они меня буквально прощупывали, а почему то, а почему это? У нас был откровенный разговор, в котором права на недосказанность у меня не было. Приходилось выкладывать все как есть. Как в той песне:

image Click to view


Распрощались мы тепло, они даже высказали желание еще раз встретиться. Предложил им предметно поговорить о мужестве и георизме во все времена. Теперь я имею представление, как беседовать с ними предметно.

Разгвоор в учительской.

После уроков я зашел в учителскую и стал свидетелем преинтереснейшей беседы.
Несколько учителей обсуждали проблемы современного общества, не бытовые от которых уже оскомина - невозможно слушать, кто что купил, что съел, на каком курорте и сколько выпил.
Проблемами были названы окна овертона, толерантность в связке с педарастией, роль элит в формировании современной политической повестки (куда мы идем?). Горячо встретили тему интеллигенции и ее роли в Истории. Мнения разделились и "в темной комнате начали чиркать спичками", у меня прямо дежавю я только, что нечто подобное видел на уроке и тут... Это же те учителя, что научили ребят докапываться до истины! Методика одна и тут ей овладели, как я увидел все. Достаточно было примера из истории, как в начале ХХ века при построении Советского государства та чать интеллигенци Царской России, что присягнула на верность своему народу, передала богатво русской науки и культуры в народные массы. Учителя тут же подхватили и оценили, как впервые в Истории человечества решили задачу всеобщей грамотности в масштабах государства и в период жизни одного поколения!
Привели определение этого слова и его этимологию: (лат. intelligentia, intellegentia - понимание, познавательная сила, знание, от intelli-geiis, intellegens - умный, понимающий, знающий, мыслящий), обществ. слой людей, профессионально занимающихся умств. (преим. сложным) трудом и обычно имеющих соответствующее, как правило, высшее образование.
Я был обескуражен уровнем дискуссии и это непринужденный разговор в учительской... Что же тогда творится на уроке, к которому они готовятся? Мистерия знания?

Концерт.
Пока мы общались в учительской, дело двигалось к торжественному мероприятию, куда меня и пригласили. По традиции в этот день, как и везде, встречали выпускников разных лет. Я вам скажу ФТЛ - это действительно семья, там стены дышат этой атмосферой. Это не слухи, не фантазии и это удивительно.
Прекрасно выступили учителя, опять тот взвешенный тонкий педагогический пафос, даже в приветственном слове говорят о том, как пролить свет на любой, даже самый темный вопрос.
Им в том же духе ответил выпускник: Я загадаю вам загадку - что значит учиться, учиться, учиться? Это значит дедушка Ленин был прав и говорил что мы должны нет только учиться и учиться тому, как учиться, а еще и учиться, учиться, учиться! В знаниях сила!

Согласитесь сильный пример, не знаю как поняли его ученики, а я проникся.
И понеслись сюжеты, кем становятся ученики тринашки в большой жизни:















Это ли не подтверждение того, что ФТЛ достопримечательность Саратова на равне с Консерваторией, Журавлями, Мостом и пр.?
Марафон истории на этот день подошел к концу. Не скажу, что устал или утомился нет, все было настолько интересно и эти дети, и выпускники, и учителя. Все, что хотел в этот день узнать из внутренного мира ФТЛ... я узнал. И может быть узнал, что-то большее...

P.S. Не сказал про разочарование... мне кажется наше общество, чем-то поражено, ну не может в здоровом обществе быть ситуации, при которой директора ТАКОЙ школы увольняют без каких-либо причин, возвращают при неистовом возмущении родителей и общественности, а потом начинают гнобить у всех навиду, нагло, беззастенчиво и безнаказанно.  А если это происходит и общество допускает такую ситуацию и до сих пор не ответило на это адекватно, значит с нами, что-то не то, значит мы чем-то больны. И на этот вопрос предстоит дать ответ.

Впереди еще один "Урок Мужества", а значит еще что-то интересное!

РВС

Previous post Next post
Up