«Из всех возможных решений выбирай самое доброе. Не самое обещающее, не самое рациональное, не самое прогрессивное и уж, конечно, не самое эффективное - самое доброе!»
(А. и Б. Стругацкие «Волны гасят ветер»)
24 марта 2018 года сайт Родительского Всероссийского сопротивления (РВС) опубликовал открытое письмо Валентины Кушмылевой, объявившей с 6 апреля 2018 года бессрочную голодовку.
Вкратце история такова: в единственной оставшейся в поселке Урдома Архангельской области школе (когда-то было четыре…) появились новшества: странная система оценивания, не вполне понятная ни детям, ни родителям, и превентивная программа «Полезные навыки» (на мой родительский и преподавательский взгляд, неоднозначная). Одна из мам, Валентина Кушмылёва, стала протестовать и привлекла общественное мнение к проблемам школы. Школа подала в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации
28 сентября 2017 года решением Вилегодского районного суда Архангельской области материал телеканала «Юрган» и приведенные в нем слова Валентины Кушмылёвой были признаны порочащими честь и достоинство Урдомской средней школы. 25 декабря 2017 года судебная коллегия Архангельского областного суда отклонила апелляцию и оставила решение суда (опровержение сведений, порочащих деловую репутацию школы) в силе. (Решение суда от 28.09.2107,Апелляционное определение от 25 декабря 2017 года)
Историю борьбы за Урдомскую школу можно проследить на сайте РВС, кроме того, её часть вошла в первую часть фильма Константина Сёмина «Последний звонок». О точке зрения и «противной стороны», и характерном тоне обсуждения проблемы можно судить, например по этому тексту.
На телеканале «Юрган» - соответчике В. Кушмылёвой по иску - помещен следующий текст:
«В соответствии с решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 28 сентября 2017 года акционерное общество «Коми республиканский телевизионный канал» информирует, что сведения, опубликованные в выпуске программы «Детали недели» на телеканале «Юрган» от 28 апреля 2017 года, а также на официальном интернет-сайте телеканала «Юрган» по адресу: www.юрган.рф/video/17143, а именно слова журналиста (цитата):
«Большое беспокойство родителей вызывают методы воспитания подрастающего поколения» (конец цитаты) и слова Валентины Тимофеевны Кушмылёвой (цитата): «Задают такой вопрос: «если тебе предстоит возможность заняться половым актом, чтоб ты сделал?», «Им говорят, как принять этот наркотик», «можно его принимать только с 18 лет» (конец цитаты) не соответствуют действительности, порочат честь, достоинство и деловую репутацию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Урдомская средняя школа».
Мне кажется немного странным, что признаны несоответствующими действительности слова о беспокойстве родителей, хотя дальше в передаче эти слова родителей вполне себе приводятся. Можно сомневаться в обоснованности слов родителей, но в их беспокойстве сомнения нет. На мой взгляд, вся проблема в том, что никто не захотел услышать взволнованную родительницу. Да, возможно, она некорректно высказалась в интервью корреспонденту (попробуйте поговорить на камеру, если у вас нет опыта и вообще вы не оратор, а обеспокоенный судьбой своих детей родитель). Ведь даже если Валентина Кушмылёва кругом неправа, она не враг народа, а мама школьников, которая не понимает, что происходит в школе, где учатся ее дети.
И проблема, мне кажется, не в конкретной Урдоме (хотя, естественно, когда затронута судьба детей, нет ситуаций общих и частных). А в том, что происходит на всей территории нашей страны, особенно вдали от больших городов…
Советская школа Очень странными представляются в этой истории следующие моменты:
1. Почему представители проверяющих организаций, которые обычно видят малейшее отступление не то что от закона, а от прописанных мелким шрифтом где-нибудь примечаний к инструкциям или локальным актам, здесь не обращают внимание на такое явное нарушение. Цитирую по открытому письму В. Кушмылёвой на сайте РВС (п.7):
«…данному учебному пособию в 2001 году был присвоен гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации», но дело в том, что данный гриф утратил юридическую силу по истечению 5 лет со дня его присвоения. В связи с принятием закона от 21.07.2007 № 194-ФЗ и подзаконных актов Минобрнауки РФ, ранее присвоенные грифы полностью утратили свое значение для целей применения учебных пособий в образовательном процессе. На дату выхода учебных пособий (2011−2013 год) ни один из указанных издателей: ООО «Консультационное информационное - рекламное агентство» г. Архангельск, ул. Поморская, 34 и ГАОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» - не был включен в Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий. (Приказ Минобрнауки России от 14.12. 2009 № 729). В письме Минобрнауки России от 29.06.2017 № 08−130 говорится об однозначном запрете использования в образовательной деятельности изданий, не входящих в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий».
2. Продолжаю цитировать п.7:
«Суд первой инстанции, вопреки положениям ГПК РФ, не счел нужным назначить судебную психолого-педагогическую экспертизу по учебным пособиям «Полезные навыки» для 5-7 классов под редакцией О. Л. Романовой. Официальная психолого-педагогическая экспертиза рассматриваемых учебных пособий на федеральном, региональном, муниципальном уровнях никем и никогда не проводилась. Это было подтверждено ответным письмом Минобрнауки АО от 01.09.2017 № 209/05−10/6688 и прокуратурой Ленского района АО на запросы суда первой инстанции».
3. Ну, хорошо, есть такая программа, судя по всему, у нее есть и сторонники и адепты. Но есть и категорические противники. Случился скандал. Вопрос действительно важный, претензии серьезные. Почему не было свободного обсуждения? Почему, действительно, не проводилась экспертиза? Ведь экспертное заключение по такому вопросу - компетенция специалистов. Ведь уже не первый год ломаются копья вокруг программ семейного и полового воспитания и, кажется, сошлись на том, что вопрос сложный, деликатный, требующий привлечения специалистов в самых различных областях и его точно нельзя решать наскоком. А тут оказывается, что «тихой сапой» всё это давно уже внедряется. И возникает вопрос: пока в столицах профессиональное сообщество обсуждает и пытается всё учесть, какие еще программы с какими смыслами вводятся в таких вот небольших городах и поселках?
4. Хочется верить, что директор школы В.А. Додонов хотел как лучше, что он искренне борется за прогресс в школе, но если единственным оружием взволнованной родительницы оказывается голодовка (а ведь это в условиях активной работы органов опеки может означать угрозу жизни и здоровью детей), значит, происходит что-то не то.
Как вообще родителям быть услышанным? Как донести до властей свою тревогу и озабоченность? Писать сразу президенту?
Советская сельская школа. 1964 На мой взгляд, история с Урдомой выявила и еще ряд важных общих проблем последнего времени:
1. Корни образования. Возможно, и просветительская программа, и система оценивания вполне хороши там, где были придуманы, где другие исторические и культурные традиции. Но у нас они иные. Свои. Зачем ломать через колено то, что было создано у нас и десятилетиями работало? И то, что укоренено именно в нашей истории? Сейчас, когда против нас, по словам многих экспертов, объявлена настоящая война, этот вопрос становится особенно актуальным. Ведь, как известно, «хочешь победить врага - воспитай его детей»… Хотелось бы верить, что это всё-таки не враги, но…
2. Отсутствие альтернативы. Ладно, не нравится родителям, что происходит в школе - простое дело, переведите детей в другую и забудьте как страшный сон. Но ведь в том и проблема: движение за оптимизацию, укрупнение, закрытие маленьких школ лишает учеников и их родителей альтернативы и вообще возможности достучаться. Представим: населенный пункт небольшой, удаленный, все друг друга знают, школа одна. Если, скажем, учителя уволят, пойти работать по специальности ему будет некуда. Если у ребенка в школе начнутся неприятности (а их ох как нетрудно создать) - опять же, идти некуда. Подпишешь и одобришь всё что угодно, лишь бы у твоего ребенка было всё хорошо.
Тут действительно нельзя не согласиться с министром О. Васильевой: нужны единые программы, единое пространство, это, по крайней мере, защитит школьников и их родителей от таких издержек вариативности.
3. И, наконец, самый главный вопрос. Уже 20 лет идут реформы. Причем они всё больше затрагивают не содержательную, а формально-организационную сторону образовательного процесса. Если бы ее детей начали обучать… ну, скажем, тензорному анализу, Валентина Кушмылёва, наверное, пожала бы плечами, но отнесла это на счет прогресса: наука и техника так быстро развиваются, что родители вполне могут не понимать, чему учат их детей. Это прогресс. Но когда родители не понимают, как учат их детей, почему именно так и зачем вводятся те или иные разделы, программы…
И тут опять две проблемы:
1) Кто контролирует нововведения, особенно на бескрайних просторах нашего «единого» образовательного пространства.
2) Почему не ведется разъяснительная работа с родителями? Обсуждение в профессиональном сообществе? Зачем так торопиться и вводить непонятные новшества? Уверенность в том, что не поймут?
Цитата из х/ф «Чудак из пятого «Б». реж. Илья Фрэз. 1972. СССР Первоклассница Возникает ощущение, что идет борьба за образование, причем с одной стороны - власти от образования, а с другой - вся страна. «Я нес добро, только добро, ничего, кроме добра, и, господи, как же они ненавидели меня, эти люди! И они были в своем праве. Потому что боги пришли, не спрашивая разрешения. Никто их не звал, а они вперлись и принялись творить добро. То самое добро, которое всегда добро. И делали они это тайно, потому что заведомо знали, что смертные их целей не поймут, а если поймут, то не примут… Вот какова морально-этическая структура этой чертовой ситуации!» («Волны гасят ветер»).
В какой момент наше образование стало заложником чьего-то тайного представления о нашем благе и абсолютном добре? Тайного, потому что заведомо не примут, или тайного, потому что благо на самом деле не для нас, а правда неприглядна?
Ведь даже появление организации под названием «Родительское Всероссийское сопротивление» по-своему симптоматично. Сопротивление - это же не из закона Ома. Помните, кому противостояло движение Сопротивления? Что же должно происходить с образованием и воспитанием, чтобы возникло такое (само)ощущение?
Как будто наше образование, дети, страна и ее будущее - это ребенок, который стоит посреди мелового круга. Как поступить, выпустить его руку? Но тогда ребенок попадет к нелюбящей нерадивой матери, и есть ли праведный судья, который правильно сделает выбор? Ведь это слишком важный вопрос, чтобы решать его сгоряча и кое-как.