И когда уже общего снижения уровня знаний не скрыть, делается следующий шаг - объявляется, что математика не нужна тем, кому её не сдавать на вступительных ЕГЭ в ВУЗ. Но сказать «совсем не нужна» реформаторы не могут - по закону математика сдаётся обязательно. Тогда появляется «базовый уровень». Узаконивается безобразная подмена - будто школьное образование нужно не для того, чтобы стать образованным человеком, а только для того, чтобы поступить в ВУЗ, и нужно учиться только тем предметам, которые нужны для поступления - предметам ЕГЭ. И математика нужна только для поступления, а не потому, что она «ум в порядок приводит». Ум, считается теперь, большинству не нужен, ему нужны навыки на уровне чуть выше прежней начальной школы.
РВС выступало против деления на уровни ещё на своём II Съезде летом 2015 года, настаивая, что «образование должно быть всеобщим - без разделения по уровням, профилям и по достатку родителей».
Обязательный уровень должен быть единым и высоким.
Именно против такого единства выступили либеральные словесники, атакуя новый стандарт по литературе. Министр сделала необходимый шаг, причём настолько естественный, что его «несделанность» до настоящего времени невозможно объяснить. Она фактически лишь вернула школьному стандарту смысл стандарта, то есть: 1) свода требований к подготовленности ученика; 2) для каждого года обучения. Всё это необходимо, чтобы образовательное пространство было единым по всем программам и чтобы можно было учить и учиться, ориентируясь на требования, а не навязываемые странные программы. Чтобы стандарт стал основой для методической свободы учителя - «учи как хочешь, но вот этому». Чтобы иметь возможность проверить - кто умеет, а кто не умеет научить.
И тут свободные от обязанности давать определённое содержание в своих программах словесники, среди которых видные реформаторы нашего образования, завизжали. Потому что они поняли: замена ориентации на программы ориентацией на единые требования (как в законе) - это простая и смелая контрреформа министра.
Васильева увидела, что происходит, и взялась исправить вопиющую бессмыслицу - свободу не методов, а содержания образования - причину, из-за которой уровень образования резко упал, а на рынке образовательных услуг расплодилось множество шарлатанов, которые отличаются не умением научить, а умением объяснить родителю, чему его ребёнка учить НЕ надо. (Подробнее я об этом уже писал).
Васильева увидела коренную проблему, и стала её решать. А проблему «базового уровня» ещё не увидела. Как и суть механизма ЕГЭ.
Говоря по существу проблемы, разделение на базовый и профильный уровень губительно. Вопрос только в том, чтобы правильно видеть направление процесса и правильно на него влиять. Потому что это разделение внедрила не Васильева.
А значит, есть разница - говорить: «Министр, ты губишь не только литературу, но и математику!» - невольно поддерживая разъярённых идеологов сворачивания образования. Или говорить: «Министр, ты исправляешь ситуацию в одном, исправь и в другом». Последнее - вернее.
Александр Коваленин, РВС
Напомним, 22 марта в программе «Полный контакт» на радио «Вести FМ» министр образования Ольга Васильева прокомментировала ситуацию вокруг нового федерального государственного стандарта основного общего образования, мотивировав необходимость его принятия созданием единого образовательного пространства, включающего единые программы и линейки учебников, число которых необходимо сокращать, сообщало IA REX.
В целом министерство планирует радикальное упрощение программы по математике: уже на стадии общей школы (5−9 классы) математика делится на базовый (крайне упрощенный) и углубленный (сложный и объемный) уровни. Из всех предметов школьной программы такой дискриминации планируется подвергнуть только математику. Это важно, потому что математика существенно связана с физикой, химией, биологией.