Наставничество и его коренное отличие от менторства

Dec 03, 2017 23:26



13 - 14 ноября в Москве, в Конгресс-парке Radisson Royal Moscow состоялась очень представительная конференция под названием Global Mentory, посвященная теме наставничества (mentoring). Соорганизатором конференции выступила некоммерческая организация "Старшие братья старшие сестры" (в оригинале "Big Brother Big Sister"). Это НКО с 2003 года продвигает в России тему наставничества по-американски. Исполнительный директор организации Александра Телицына закончила МГУ, кандидат наук, проходила обучение в Бизнес-школе Гарвардского университета. В распространении практики "наставничества" принимают участие самые разные НКО в разных регионах России. Так, в Тульской области это благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елены Альшанской.

Что же представляет собой наставничество (mentoring) по-американски? Это организация общения и взаимодействия ребенка и старшего на основании подбора пар в соответствии с исследованиями психологов. Общение происходит 1 раз в неделю в течение минимум 1 часа на протяжении минимум года. Считается, что такое общение приводит к положительным изменениям в детях - их поведении, мотивации к учебе и т.д. "Старшие" - это волонтеры, имеющие активную жизненную позицию, неравнодушные люди и др. О финансовом вознаграждении не говорится, хотя по финансовому отчету за 2016 год "Старшие братья старшие сестры" в России потратили более 24 млн. руб.

В США программа "BBBS", как ее сокращенно называют, началась в 1902 году как помощь несовершеннолетним подсудимым. То есть эта программа изначально была начата в системе ювенальной юстиции США и продолжается в ней по сей день. В данном случае "ювенальная юстиция" имеет свое прямое значение - как суд над несовершеннолетними преступниками. Считается, что наличие старшего друга, с которым общается малолетний преступник - настоящий или потенциальный - способствует исправлению и искоренению девиантного поведения.

Больше всего в этой истории удивляет радостное заимствование нашими должностными лицами этой программы для российских детей. Такое впечатление, что в нашей стране не было никакого опыта преодоления девиантного поведения у детей. А как же Макаренко? Почему не используется проверенная временем и прекрасно работающая методика?

Кроме того, BBBS - это именно американская разработка. Общение в ее рамках осуществляется строго по американской методичке: Ключевое в работе программы - это то, что мы занимаемся не просто привлечением и отбором волонтеров, но и их обучением и сопровождением во время их участия в программе.

"Наставничество" - слово хорошо знакомое в нашей стране и вызывающие только положительные ассоциации. Однако содержание его в BBBS совершенно другое. Это не то наставничество, которое было широко распространено в СССР, особенно в системе ПТУ - когда уважаемый человек, специалист, мастер, передавал новичкам, пришедшим в цех, секреты мастерства, учил их правилам работы, а заодно проводил нравственное и политическое воспитание. А в BBBS наставником может быть молодой человек, ненамного старше своего подопечного.



Сейчас не 1991 год, мы уже вроде как должны быть научены горьким опытом взаимодействия с нашими "западными партнерами". Однако по внедрению различных социальных программ по западному образцу видно, что с 1991 год мало что изменилось. И гарвардские мальчики (или гарвардские менторы) продолжают оставаться светочами для тех, кто руководит воспитанием подрастающих поколений в России.

В то же время в нашей стране есть огромный массив психолого-педагогических разработок, в том числе вошедших в сокровищницу мировой педагогики. Есть традиции проведения воспитательной работы в школах, ссузах и вузах. Всё еще существуют и традиции наставничества в прежнем, советском понимании: это обучение и помощь в адаптации молодым специалистам, вновь пришедшим на работу в организацию. У детских домов и интернатов были шефы (сейчас предприятия, став частными, сбросили с себя "социалку"). Шефство - это не только материальная помощь, но и совместные мероприятия с ребятами из детских домов, участие в их воспитании. Отсутствие шефов оставляет лазейку для проникновения американской методики менторства к детям из детских домов и позволяет воспитывать из ребят американских агентов смитов.



Необходимо подчеркнуть, что система менторства (к которой относится и BBBS) - это разновидность замещающей семьи: Наставник - лицо или друг, помогающий менее опытному человеку путем завоевания его доверия и формирования положительной модели поведения. Наставничество - это отношения, продолжающиеся в течение достаточно долгого периода времени, между двумя или более людьми, в рамках которых старший, заботливый и более опытный человек помогает младшему в решении жизненных вопросов. Эффективность работы наставника определяется такими качествами, как надежность, заинтересованность, искренность и знание нужд подопечного.
Программы по наставничеству ориентированы на молодежь, родителей, фостерных родителей, замещающих родителей и сотрудников социальных служб.


Фактически программа менторства - это суррогат дружбы, заботы и человеческого тепла, оформленный рекомендациями психологов и под руководством кураторов.

Можно подытожить, что методики менторства (не будем употреблять русское слово наставник, как неточный перевод) вполне укладываются в систему ювенальной юстиции - и целями, - предотвратить правонарушения несовершеннолетних, и средствами - когда вся программа строится вокруг нужд подопечного. В то время как наставничество в нашем понимании учит подростка преодолевать трудности, постоянно повышать мастерство, быть ответственным за порученное дело, то есть в центр ставится не подопечный, а общественно-полезные цели, стремление к достижению которых формирует личность подопечного, помогает ему стать настоящим человеком.

Иностранное влияние, Война с образованием, Ювенальная юстиция, Иноагенты, bbbs, Наставничество, Менторство

Previous post Next post
Up