В предыдущих номерах нашей газеты мы разговаривали с представителями различных музеев техники об идее создания в Перми
Политехнического музея. Все они согласны с тем, что такой музей необходим и что он способен и должен занять в культурной сфере Перми одно из центральных мест. Все наши собеседники при этом отмечали, что такой музей обязательно должен быть ультрасовременным, живым и непохожим на привычные учреждения, где экспонаты лишь стоят на витринах, снабжённые сухими пояснениями. Интерактивный музей действительно способен впечатлить посетителей, повлиять на выбор профессии, вдохновить. Такой музей может быть интересен для любых возрастов, начиная с детского сада. Доказательством тому служит работа
«Парка научных развлечений», открытого в Перми полтора года назад.
Как рассказала нам директор Парка Марина Николаевна Костарева, одним из соучредителей заведения является Пермская Научно-производственная Приборостроительная Компания (ПНППК).
- А инициатива исходила от них?
- Нет, они нашу идею поддержали. Инициатором была Екатерина Сергеевна Остапенко, обычный человек, которому пришла идея создания такого музея в Перми. Когда она подыскивала себе площадку для реализации своих планов.
Мы также сотрудничаем с администрацией города, они поддерживают нас информационно и помогают решить бюрократические препятствия в реализации новых идей.
- Расскажите, какие экспонаты больше всего привлекают ваших посетителей?
- В первую очередь, это «Зеркальный Лабиринт» и комната «Мыльных пузырей», конечно. Это одни из самых больших экспонатов, находящихся у нас в Парке. У нас ещё есть большая иллюзия - это «Комната Эймса», попав в эту комнату можно стать как «великаном», так и «лилипутом». Попробовать себя в разных ролях.
- А какими-то просветительскими проектами вы занимаетесь?
- Да, у нас недавно завершился проект для многодетных семей «Папа, мама, я - научная семья». Дети с родителями всё лето приходили в Парк на экскурсии и на дополнительные мероприятия бесплатно. В заключение этого проекта мы проводили большое интерактивное представление совместно с Робототехникой, проводили различные мастер-классы, химико-физическое шоу... Получилось фееричное, красивое событие.
Мы сотрудничаем со всеми учебными заведениями. Наша целевая аудитория - это школьники, с первого по одиннадцатый классы. Мы ведем предварительную запись на экскурсии, каждые два часа экскурсоводы встречают посетителей, проводят им инструктаж, интерактивную экскурсию, потом люди в свободном посещении могут всё ещё раз пройти, попробовать, повторить, закрепить. Также у нас есть большой опыт проведения курса лекций в игровой форме, в одной из школ города, лекции были посвящены элементарной науке для младших школьников, которые ещё не изучают физику. Чтобы уже в этом возрасте привлечь их внимание к точным наукам, которые скоро они будут изучать в школе, произвести на них впечатление. То есть они уже в первом или пятом классе узнают, что есть такой предмет физика и что она изучает.
- Расскажите про планы Вашего музея.
- Планов у нас, конечно, очень много. Мы хотим расширить обучение в школах, проводить тематические лекции.
- Когда у нас получится расширить территорию Парка, естественно, мы её дополним новыми большими экспонатами. Очень часто некоторые экспонаты приходят в негодность, потому что в нашем музее можно всё трогать, крутить, вертеть; дети у нас сильные! В общем, некоторые экспонаты мы просто меняем, некоторые создаём заново, поэтому смена экспозиции в музее происходит постоянно.
В городских мероприятиях мы тоже стараемся участвовать, активно сотрудничаем, стараемся получать государственные гранты, как, например, на реализацию упомянутого проекта для многодетных семей. Мы часть средств вложили своих, часть средств - получили от администрации, тем самым предоставив возможность многодетным семьям прийти в Парк бесплатно. Как правило, когда в семье больше двух детей, организация досуга детей уже становится накладной.
Думаю, в следующем году мы настроимся на весь Пермский край, потому что в крае у нас гораздо больше многодетных семей.
Что характерно, во время нашего посещения Парка, там проходила весьма шумная и весёлая экскурсия для группы школьников.
О смысловой и идейной составляющей Парка нам рассказала его учредитель и создатель Екатерина Сергеевна Остапенко.
- Екатерина Сергеевна, почему именно Парк науки?
- Потому что нам понравилось то, как это сделано в Санкт-Петербурге. За границей, в Испании, в Финляндии, мы видели также эти музеи, которые не оставляют равнодушными никого. Огромный немецкий музей занимательной науки, где всё можно потрогать, прикоснуться к науке. Я сама гуманитарий, но, когда увидела это, у меня почему-то сердце остановилось. Это здорово, это захватывает. И, естественно, вызывает интерес. Если бы мне подобное показывали в школе, то, может быть, жизнь-то вообще по-другому сложилась и я стала бы технарём.
- То есть это на самом деле работает?
- Да, это работает. Такое заведение может вдохновлять людей. Не факт, конечно, что именно на выбор специальности, но, по крайней мере, у людей появляется понимание, что законы физики-математики - это нечто прикладное, это действительно пригодится в жизни.
- А как возникло ваше сотрудничество с ПНППК, и почему именно с ней?
- Когда появилась идея создания, я подумала, что неплохо было бы иметь партнёра. Одновременно отправила письмо губернатору и на завод. ПНППК мы выбрали потому, что это современная, высокотехнологичная компания.
- И они откликнулись?
- Да, они сразу же откликнулись. Со мной связалась Валентина Геннадьевна Былинкина (заместитель начальника отдела по управлению знаниями - прим. ред.), встретились мы с генеральным директором Алексеем Гурьевичем Андреевым и договорились о создании совместного музея - «Парка научных развлечений». Именно интерактивного, занимательного, для детей.
- А как отреагировали власти? Они как-то помогали?
- Да, Министерство образования тоже откликнулось сразу же. Сказали, что они нам с этим проектом помогут, что идея очень интересная, что им она очень нравится. Власти сами создать это не могут, поэтому нас поддерживают.
- Получается, эта идея как бы в воздухе витала?
- Я, конечно, встречала какие-то статьи про создание Политехнического музея, но конкретных действий я никаких не встретила. Неплохо было бы что-то такое видеть в Перми. То, что создали мы, для такого города мало. Мы создали именно развлечение для детей, но мы не показываем всю мощь нашего города в технической сфере, его историю и потенциал.
- А вот эта идея Политехнического музея, с Вашей точки зрения, имеет ли какую-то перспективу?
- Да, здорово было бы видеть в нашем городе такой музей. Но одно дело - музеи, которые существуют на предприятиях, где всё за стеклом стоит, просто большие машины, о которых только рассказывают; а другое дело - интерактивный музей для детей, где всё можно потрогать. Например, самолёт, в который можно залезть и увидеть всю начинку, все приборы (тот же гироскоп, который наша ПНППК туда поставила), как всё это собрано, посидеть за штурвалом, кнопки потыкать - вот это здорово.
Немецкий музей достижений естественных наук и техники, транспортный отдел. Фото с сайта
oldtimer.ru - А какую роль должны играть компании? Должен ли ещё какой-то импульс от них исходить? Или инициатива должна исходить от кого-то другого?
- Не знаю. За рубежом это негосударственные музеи. В основном они создаются благодаря каким-то фондам. Как этот фонд можно создать, если пофантазировать по-дилетантски? Должен быть идеолог, может быть, общественный активист или директор завода. Создаётся фонд среди предприятий. Входят крупнейшие предприятия и те, кто заинтересован в создании такого музея. Также входит кто-нибудь из депутатов или из чиновников. Скидываются деньгами на это всё - что-то может быть из нашего бюджета, что-то от заводов - и создаётся такой музей. Кто-то экспонаты заказывает, кто-то сам (например, ПНППК) создаёт эти экспонаты, у кого производственная база большая. Можно заказать их как за рубежом, так и в России. Сейчас, когда эта тема создания научных музеев стала популярной, стали появляться производители экспонатов, их достаточно много. Раньше этого не было вообще и это никак не поддерживалось. Сейчас это вызывает интерес. Поэтому есть организации, которые создадут прототипы нужных машин.
- А есть ли какой-то спрос в обществе на такие заведения?
- Судя по нашему «Парку научных развлечений», спрос большой. Родители остро ощущают в этом потребность, потому что им в выходные некуда пойти. После школы, после садика - тоже некуда пойти особо. Да, у нас есть Парк Горького. Но не будешь же каждую неделю туда ходить. И это не особо полезно с точки зрения образования детей. Музеи при предприятиях - неинтересны детям, на мой взгляд. Да и недоступны.
Что касается меня, я бы хотела поучаствовать. Мы могли бы предоставить свои экспонаты на тех или иных условиях, свой - уже обученный - персонал. Инициатором я, наверное, (по семейным обстоятельствам) не смогла бы стать, а поучаствовать в рабочей группе по вопросам интерактивности, проведения экскурсий - мне было бы интересно.