Оригинал взят у
antismith в
"Школа наставников" как борьба с фундаментальным образованием Сначала
новость:
Первая "Школа наставников проектного обучения" завершилась в "Сколково"
В "Сколково" прошла первая "Школа наставников проектного обучения", для участия в которой были приглашены организаторы и преподаватели детских и студенческих кружков в области научно-технического творчества, педагоги дополнительного образования, предприниматели и сотрудники технологических компаний, включенных в работу с детьми.
Программа школы построена из трех частей - по основным типам проектов: инженерным, исследовательским и предпринимательским. Все участники прошли через ключевые этапы жизненного цикла проекта: выделение проблемы, постановка задач и планирование, реализация проекта, оформление результатов и рефлексия образовательных результатов. При этом участники знакомились с технологиями и конкретными инструментами организации проектной деятельности.
По словам организаторов, в последние несколько лет сложился особый тип занятости, когда взрослый наставник берет шефство над детской работой в сфере научно-технического творчества. Он работает с идеей, помогая реализовать проект, курируя ребенка или группу детей.
"Школа наставников" - это обмен практиками в области запуска проектов научно-технической направленности, в который вовлечены организации, имеющие опыт методической поддержки учителей: Московский Политех, Открытый университет Сколково, детский технопарк "Кванториум", образовательный центр "Сириус", Лифт в будущее (БФ "Система"), Институт опережающих исследований Шифферса, Center-game.
Одна из особенностей "Школы" - ее кратковременность. Наставника, в роли которого может выступать школьный учитель, родитель, представитель вуза или предприятия, не отрывают от работы надолго. При этом трехдневный интенсив помогает получить нужные компетенции и обрасти связями.
Комментарий:
Проектный метод был отвергнут в советской системе образования еще в 1931 году после опытов, показавших, что самостоятельные попытки учащихся "конструировать свои знания", приводят к отсутствию в этих знаниях фундаментальности, необходимой на следующих этапах обучения. Не касаясь сейчас вопроса Сколково, как научной базы, которая может что-то сформировать, надо сказать, что проблемы проектного обучения, как подхода, в современной ситуации в сравнении с 30-ми годами прошлого века вовсе не исчезли, а только усугубились.
Проектная деятельность не может осуществляться детьми, у которых нет опыта организации своей работы, постановки целей, критики и других полезных знаний и навыков. В настоящее время в проектной деятельности может участвовать и не всякий взрослый.
Деятельность набегающих время от времени "эффективных наставников" не может способствовать преодолению этой проблемы. Тем более, что в ходе проектной деятельности предполагается использовать дистанционные формы общения.
С детьми надо работать личным участием долго, аккуратно и вдумчиво, формируя системные фундаментальные знания, на которых в дальнейшем может строиться их обучение и работа. А проектный подход пытается подменять собой все еще запрещенное трудовое воспитание, формирующее навыки индивидуальной и коллективной деятельности, по которым так тоскуют современные работодатели.