История не терпит сослагательных наклонений, но могу только представить, что было бы, испытай я этот киношок в год его выпуска на большие экраны. Наверное, либо мой путь любителя смотреть кино пошёл по иному, либо мой жизненный в целом. «Экс-ударник», с которым я впервые познакомился в 2014 году не без помощи тогдашнего нового друга, начинающего кинорежиссёра - это целый опыт, или, по-модному, экспириенс, который ты проживаешь в гиперреалистичной и, в то же время, ирреальной экранной вселенной, сотканной из противоречий - прямо как жизнь, при любом угле рассмотрения. Взгляд на мир и социум сквозь тошнотворно-притягательную оптику бельгийца Коэна Мортье, что снял этот уникальный образчик чёрноюморной социальной киноэкзистенции, имеет точно такое же право на признание и нахождение своего зрителя, как и любая общепризнанная классика, рассуждая о том же вечном, только неформатным и ненормативным языком (смотреть строго в авторском переводе для полного погружения).
Ex Drummer / Экс-ударник (2007)
Поставленная по мотивам одноимённого романа Хермана Брюссельмана (1994) кинолента, от одного прочтения аннотации к которой уже могут вывалиться глаза, на своём контркультурном языке рассуждает, в первую очередь, «про уродов и людей», и, как следствие, ницшеанско-достоевскими категориями «тварь я дрожащая, иль право имею?». Как мне видится, взгляд нигилиста Дриза - бывшего барабанщика, а ныне писателя, из своих уютных белоснежных видовых апартаментов на «одноразовое» трущобное рок-трио загородных отбросов с последующим внедрением в него четвёртым участником - это взгляд зрителя. Хоть и не впервой, зрителя через оптику главного героя сравнивают с вуайеристом, конкретно в этом случае, не без чувства брезгливости, но праздно интересующимся - «каково это - быть тем, кому повезло куда меньше, чем мне?» И, в то же время, это взгляд творца, который эксплуатирует чужую драму и боль, чтобы создать своё собственное произведение искусства с последующими почестями, наградами, и признанием. Мне, например, вспомнилось интервью Артура Аристакисяна, который заявил, что бомжи и юродивые в его «Ладонях» (1994) - это не более, чем просто рабочий материал для него. И, подобно Дризу, зритель/творец окунётся в этот чуждый ему мир лишь на ограниченное время, после чего тот точно знает, что вернётся оттуда в своё привычное комфортное существование. Фильм начинается сразу же с монолога Дриза, повествующем о противоречивости человеческой натуры и лёгкой переменчивости состояний души, а заканчивается именно так, как заканчивается, потому что в той аксиологической яме по факту не обнаруживается положительных персонажей. Падающего - подтолкни.
Ex Drummer / Экс-ударник (2007)
Эпитеты «оригинальный» и «ни на что не похожий» по отношению к «Экс-ударнику» уже настолько заезжены, что их использовать стало как-то неловко. Последний раз я ими одарил «
Мертвеца» (1995) Джима Джармуша, которого можно сравнить с обсуждаемым образчиком по уровню погружения в уникальный обособленный мир по другую сторону экрана, равносильный проживанию целого опыта, только, на сей раз, с шок-контентом в трэш-эстетике. Насыщенный саундтрек таких исполнителей, как Arno, Mogwai, Devo, и многих других, подобран тонко по каждой ситуации, что является обязательным условием «комфортного проживания» в экранном мире Мортье, населённом разнообразно ущербными персонажами. Метафизика сей маргинальной фламандской кинопоэзии умудрилась уже в пятый раз меня поглотить в свои пучины, будучи созвучной с личным опытом погружения в сомнительные компании в далёком прошлом (правда, не столь ущербные и без киношной жести), когда вообще невозможно было понять, как и до сих пор, что нас могло объединять, ведь я к той социальной группе не относился, но относилась, как и до сих пор относится, какая-то часть меня, требующая подобной отдушины. Выхода из зоны комфорта на перекур. Так что для меня это один из тех фильмов, за которые я благодарен кинематографу, а заодно «Экс-ударник» ознаменовал закат эпохи контркультуры как таковой.
10 / 10