Последний художественный фильм режиссёра Григория Александрова, как и последний в актёрской карьере Любови Орловой, который коллеги по цеху ехидно прозвали «Склероз и климакс», а в своё время его и вовсе не выпустили в широкий прокат, положив на пресловутую «полку». Притом, первой, кто выступил против выпуска фильма, была сама Орлова, которая в свои 72 года здесь играла героиню лет 30-ти - увиденный результат абсолютно не устроил актрису. Становится очевидно и понятно, почему фильм забраковали практически все, кто его тогда увидел, включая самих участников - опустим колкости в адрес актрисы, существенная разница в возрасте которой с её персонажем бы, возможно, не настолько критично смотрелась бы в театре, но никак не в кино, а отметим проблему куда более существенную.
Скворец и Лира (1974)
Дело в том, что Григорий Александров, также растерявший режиссёрскую хватку, что было и так заметно в экспортно-лубочном до аляповатости «Русском сувенире» (1960), который не любят даже ярые фанаты всего советского, словно остался в 1930-40-х годах с его сталинским пропагандистским кинематографом, и уж особенно на фоне таких проектов, как, например, «Щит и меч», «Мёртвый сезон», «Ошибка резидента», и вышедший за год до этого «Семнадцать мгновений весны», фильм выглядит запоздало и устарело. Это ощущение усугубляет нескладность и анемичность повествования, создающая впечатление, что режиссёр большую часть съёмочного процесса спал по ту сторону камеры, чья увядающая энергетика передаётся и зрителю, да ещё и через внушительный хронометраж почти 2,5 часа. При размахе и дороговизне съёмок в глаза бросаются очевидные анахронизмы в виде автомобилей из 1970-х, в то время, как действие развивается немногим после Дня Победы. Это прозвучит довольно странно, но, временами, в фильме улавливались едва ощутимые ноты фассбиндеровского кино, хотя, не исключено, что такое могло почудиться сквозь полудрёму. А ведь вышел бы любопытный экземпляр, для своего-то времени и основной страны-производителя.
4 / 10