Il mostro / Монстр (1994, Роберто Бениньи) - 7 / 10
Многие знают Роберто Бениньи по народному хиту «Жизнь прекрасна» (1997), который своим неординарным подходом к тяжёлой теме холокоста, где, внезапно, нашлось место комедии, растрогал сердца мирового зрителя и даже самого сурового критика, где тот достойно выступил по обе стороны кинокамеры («Оскар» за лучшую мужскую роль и лучший иностранный фильм). Но если покопаться в фильмографии этого озорного мужичка, то можно познакомиться с его поистине неуёмной эксцентрикой, и, оттого, юмором, балансирующим на грани. Он экстремально шутил в сегменте «Рим» у Джима Джармуша в альманахе «Ночь на Земле», от чего наверняка у многих верующих случился сердечный приступ, и то же самое делает в этой режиссёрской работе, только, на этот раз, дядька ходит по тонкому льду, увязав фоном идущий сюжет с маньяком, насилующим женщин, с эксцентричной ржакой над собственным недотёпством имени Роберто Бениньи, ведь, нетрудно догадаться, что в фильме он становится первым подозреваемым в преступлениях, даже не думая об этом. Собственно, два часа «итальянской ржаки» я получил и вполне доволен, спорная закваска для комедийного сюжета не смущала - Бениньи-зажигалка стабильно веселил, в том числе, в паре со своей женой Николеттой Браски, с которой он почти везде неразлучно снимается.
Il mostro, 1994
Ludwig / Людвиг (1973, Лукино Висконти) - 7 / 10
Тяжёлый люкс. Во всех смыслах. Дорого-богато-роскошно, но хронометраж в 4 часа - избыточен, при том, что экранных событий тут часа на два максимум. Хельмут Бергер, конечно, превосходно в каждой минуте сего эпика отыграл человека, за 20 лет превратившегося из энергичного деятельного юнца в одинокого поседевшего параноика, а очаровательная Роми Шнайдер вновь примерила на себя наряды принцессы Сисси, хронометраж «Гибели богов» был бы в данном случае предпочтительнее. Удовольствие для эстетов, любование декадансом. Даже маститый кинокритик Роджер Эберт сломался под напором сей роскоши, влепив одну звезду из четырёх возможных.
Теперь, когда последний фильм условной «немецкой трилогии» Лукино Висконти, наконец, просмотрен, ранжирую хит-парад следующим образом:
1 - Смерть в Венеции (10/10)
2 - Гибель богов (9/10)
3 - Людвиг (7/10)
Ludwig, 1973
Vortex / Вихрь (2021, Гаспар Ноэ) - 7 / 10
Тягучая альцгеймерная драма в душных четырёх стенах, бескомпромиссно напоминающая о том, что «старость - это просто свинство», вспоминая одну из цитат Фаины Раневской. На удивление лишённый эпатажа, но сохранивший пессимистичную жёсткость изложения фильм аргентино-француза Гаспара Ноэ, который стал полноценным актёрским опытом легендарного режиссёра ужасов Дарио Ардженто и сильным возвращением на экран Франсуазы Лебрун, чья актёрская работа стала жемчужиной непростого для восприятия двух-с-половиной-часового действа. Без эпатажа «Необратимости» режиссёр остаётся верен её слогану «время разрушает всё» и ставит зрителя один на один перед фактом, что смерть - это то неизбежное, с чем остаётся только смириться и что является единственным закономерным выходом на какой-то иной уровень, если всё же попытаться найти толику оптимизма в безвыходной ситуации. Также вспоминая расхожую фразу «все мы рождаемся, живём, и умираем в одиночестве», весь фильм концептуально идёт полиэкраном, когда чёрная рамка, делящая кадр надвое, никуда не исчезает даже когда престарелые супруги держат друг друга за руки. Удивительное для фильмографии Ноэ кино, которое будто бы стоит особняком от остальных работ, граничащих с категорией шок-контента, и, в то же время, с узнаваемым режиссёрским почерком и излюбленной болезненной красно-оранжевой тональностью картинки, где тёплая цветовая гамма парадоксально вселяет депрессию и безысходность.
Vortex, 2021
Live by Night / Закон ночи (2016, Бен Аффлек) - 5 / 10
Провальный фильм в весьма неплохо сложившейся режиссёрской карьере Бена Аффлека, собравший при бюджете в сотню миллионов вечнозелёных лишь десятую часть на родине и чуть больше этого по миру. Лично мне очень напомнил вышедшую за 10 лет до этого экранизацию «Чёрного георгина» (автор Джеймс Эллрой) от Брайана Де Пальма - вроде и ретро-антураж Америки присутствует по всей плоскости кадра, и оператор у фильма титулованный, но режиссура, простите, «на полшестого». Смотреть на всё это великолепие тяжко из-за квёлой режиссёрской руки, которая усыпляюще нудно дирижирует этим немаленьким оркестром, что так и норовит играть кто в лес, кто по дрова. Литературный первоисточник Денниса Лихейна (его творчество Аффлек уже экранизировал ранее, «Прощай, детка, прощай», 2007), судя по всему, объёмен и эпичен, что не получилось связать на экране в единую увлекательную историю, то и дело разваливаясь на ходу. Аффлек-актёр также не впечатляет и вновь с печальным лицом перемещается в кадре, как и в большинстве своих ролей. Второй план также не в состоянии чем-либо порадовать. Кино упущенных возможностей, которое могло стать эпическим кинороманом, а вышло просто нарезкой ретро-короткометражек, в которой режиссёра и главного актёра больше интересовала до мелочей воссозданная картинка США времён Великой депрессии, нежели бережная адаптация книги и внятная прорисовка сюжетных линий и персонажей.
Live by Night, 2016
Occhiali neri / Тёмные очки (2022, Дарио Ардженто) - 4 / 10
«Меньше всего нужны мне твои камбэки» - в качестве вердикта очень кстати подходит эта строчка из песни Земфиры после просмотра прерванного режиссёром Дарио Ардженто десятилетнего молчания в виде этого довольно тупого слэшера. «Тёмные очки» очень хочет быть джалло, словно снятым в ламповые 70-е, но выглядит именно как запоздалый слэшер из 2000-х с глупым и весьма неряшливым сюжетом и предельно идиотской мотивацией маньяка. И это при многообещающем начале с эффектно показанным солнечным затмением, которое можно было метафорически обыграть куда изящнее в дальнейшем действе и красивой итальянкой Иленией Пасторелли в главной роли, которая, на мой взгляд, также заслуживала фильма получше, так как в кадре эта дама держалась довольно неплохо. Даже тема слепоты главной героини оказывается словно пятым колесом в телеге. А ведь Дарио за полгода до этого достойно выступил в качестве одного из главных действующих лиц камерной драмы Гаспара Ноэ «Вихрь», что оказалось для него неплохим вариантом смены профессии внутри мира кинематографа, ведь его режиссёрские опусы уже как не первое десятилетие утратили тот былой шарм, а «Тёмные очки» только стали лишним тому доказательством. Щадящий хронометраж, неплохая картинка, особенно в ночных сценах, и осовремененная мимикрия под музыку «Goblin» на саундтреке едва ли выступают утешительным призом после лицезрения этой сценарной идиотии за уже девятым по счёту авторством тандема Ардженто-Феррини, куда зачем-то до кучи ещё и ввели драматические перипетии с китайским сиротой.
Occhiali neri, 2022