Everything Everywhere All at Once / Всё везде и сразу (2022, Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт) - 9 / 10
Авторский кинокомикс о мультивселенных, не относящийся ни к Marvel ни к DC (и далёкий от их гигантских бюджетов) от режиссёров рискового эксперимента «Человек - швейцарский нож» (2016). Абсолютно убойная, зрелищная, и мозгодробительная смесь жанров с приставками «пост-» и «мета-», победа которой на недавно прошедшем «Оскаре» многих удивила, ведь, согласитесь, это нетипично, когда фильм отдающий трэш-эстетикой в сценах с пальцами-сосисками, битвы на искусственных фаллосах, и посадки на, гхм, энергетический buttplug, уделывает так и просящийся в победители консервативный спилберговский «Фабельманы», вот такого вот классического потенциального держателя «Оскара» в качестве лучшего фильма года. Члены членами, шутки шутками, но сценарий фильма (тоже оскароносный) выписан восхитительно, одновременно сложно и играючи, сочетая, казалось бы, несочетаемое. Если актёрские победы могут вызвать вопросы и создать впечатление, что на «Оскаре» до сих пор продолжаются «азиатские сезоны» со времён «Паразитов» (2019), то с «фильмом года» лично я безоговорочно соглашаюсь. Сочный, свежий, и современный взгляд на неновую тему, приводящий к простому выводу, что твоя история не терпит сослагательных наклонений, а принять верное решение можно только «в моменте». Предыдущие листы исписаны, а новый можно заполнить чем-то иным. Про актёрские победы уточню - мне всё-таки немного обидно за то, что на премии полностью прокатили «Банши Инишерина», оставив 9 номинаций без единой награды, и победы за мужскую роль второго плана я желал Барри Кеогану, а за победы Мишель Йео (хотя был уверен, что получит Кейт Бланшетт за «Тар») и Джейми Ли Кёртис в своих категориях я вполне рад. Последней так точно пора было дать за совокупность заслуг в том числе - «Рыбка по имени Ванда» и «Правдивая ложь» не дадут соврать.
P.S. Мне кажется, что замена изначально планировавшегося на главную роль Джеки Чана на актрису Мишель Йео также обусловлена тем, что история в фильме, касающаяся отношений с дочерью, издевательски напоминает его собственную.
Everything Everywhere All at Once, 2022
Tár / Тар (2022, Тодд Филд) - 8 / 10
Дискомфортный, холодный и неторопливый музыкальный драма-триллер, поставленный Тоддом Филдом («В спальне», «Как малые дети») специально «под Кейт Бланшетт», без которой, как он сам признаёт, этот проект и не состоялся бы вовсе. Бланшетт махом смела практически все награды за лучшую женскую роль (правда, «Оскар» решил быть креативнее, отдав предпочтение множественным ипостасям Мишель Йео во «Всё везде и сразу»), и сыграла одну из своих лучших за карьеру. Образ, созданный актрисой с нуля (а ведь он полностью вымышленный!), противоречив и сложен, границы между положительным и отрицательным в нём практически стёрты, а сам фильм, помимо соседства гениальности и безумства, затрагивает пресловутую «культуру отмены», также рассуждая в своих многочисленных диалоговых сценах о силе искусства и музыкальном гении, так что музыкантам смотреть фильм будет ещё интереснее - имён мира музыки известных и не очень фигурирует достаточно. Местами действо даже напоминает квартирный триллер Романа Полански типа «Жилец» (1976), в сценах, где Лидия Тар ловит не то панические атаки, не то галлюцинации на почве приёма медикаментов. Кстати, жаль, что некоторые интересные сюжетные линии, которые весьма интригуют, будто обрубаются на полуслове, снова выруливая триллерную часть в интерьерно-разговорную. Взять хотя бы линию с загадочной русской эмигранткой Ольгой Меткиной. Но с такой мощной актрисой, как Кейт, и обилием классической музыки, все 2,5 часа проходят с удовольствием.
Tár, 2022
The Whale / Кит (2022, Даррен Аронофски) - 7 / 10
С возвращением, Брендан Фрейзер! И с заслуженным «Оскаром». Тот случай, когда несколько топорная кинопьеса, нуждающаяся в чуть большей шлифовке, выходит на новый уровень благодаря центральной актёрской работе, которая удивила всех. Толстенный грим лишь дополнил трагический образ человека, которого, подобно киту, выбросило даже не просто на берег, а на обочину жизни, где ему только и остаётся медленно угасать. Удивление проходит, и удаётся распробовать также второй актёрский план, который отлично дополняет действо, заключённое в четырёх стенах вместе с главным героем. И идея снять фильм с соотношением сторон кадра 4:3 здесь художественно оправдана, и слава богу, что оно по-модному не меняется в течение фильма. Правда, есть подозрение, что Фрейзер на передовой блеснул в серьёзном кино единожды, подобно Микки Рурку, который после череды неудач - как личных, так и творческих - триумфально возвращался в «Рестлере» (2008) того же Даррена Аронофски (и даже рифмующегося с «Китом»), после чего снова дал о себе забыть. Разумеется, буду рад ошибиться.
The Whale, 2022
Suicide Squad / Отряд самоубийц (2016, Дэвид Эйр) - 4 / 10 *
Ещё во время первого просмотра ничего не оставалось делать, кроме как согласиться с, практически, единогласным мнением моих коллег по интересам, что один из ожидаемых по причине активного форсирования в масс-медиа продукт а-ля «Дедпул», оказался унылым говном, притом, даже хуже этого самого «Дедпула» - тот хоть умудрялся шутить. Этот детский утренник, снятый за целых 175 миллионов вечнозеленых, ни в одной своей сцене не предлагает даже намёка на внятную мотивацию персонажей, пестрит множеством лишних и никак не влияющих на сюжет сцен, что, как следствие, демонстрирует профнепригодность монтажёра, а также поразительное неумение оператора снимать экшен. Всё просто растворяется в какой-то тусклой каше, которую из себя фильм и представляет вместе со всеми его актёрами, куда непонятно как попала лауреатка «Оскара» Виола Дэвис, по которой видно, что та отбывает повинность. Из звёздного состава единственная, кто был полон энтузиазмом и явно получал удовольствие от исполнения своей роли, не буду оригинален, если скажу, что это Марго Робби в роли Харли Квинн, которую косплеили даже некоторые мои знакомые девчонки для фотосессий и костюмированных корпоративов. Наверное, единственный запоминающийся персонаж и не только из-за шортиков, врезающихся в междупопие и игривых хвостиков на голове, хотя и она вынуждена теряться в этом сценарном месиве. Что по поводу Джокера в версии Джареда Лето - не вижу ничего удивительного, что на Золотой малине 2017 его представили в категории худшая мужская роль второго плана, как и сам сценарий, хотя, я бы добавил ещё 3 номинации - режиссура, фильм, и особую категорию: худший блокбастер, собравший в прокате свыше 500 млн.
Suicide Squad, 2016
The Suicide Squad / Отряд самоубийц: Миссия навылет (2021, Джеймс Ганн) - 7 / 10
Вот это уже другое дело! Стоило только сменить режиссёра на того, кто подарил нам замечательных «Стражей галактики», как мы, наконец, увидели драйвовый кинокомикс 18+ под брендом «Отряд самоубийц» с экшн-мочиловом, чёрным юмором, политическим моментом, и щепоткой уместной драмы. Джеймс Ганн знает толк в смешивании подобных кинококтейлей, как и понимает принципы работы жанра. На вменяемость сценария уже не настолько обращаешь внимание, ведь остальные показатели хорошего комиксоида, по сравнению с неудачной первой картиной 2016 года, заметно улучшились в своём качестве и переманивают зрительское внимание на свою сочную презентацию, и визуальные приёмы донесения истории до зрителя делают её, как говорится, «Ok». Правда, с прокатом этому фильму, к сожалению, не повезло - при почти том же немалом бюджете он провалился. Видимо, сказалось зрительское недоверие после обломного фильма Дэвида Эйра. А ведь в руках Ганна этот капустник разномастных фриков производит большее впечатление и не выветривается из головы сразу после титров, оставляя в памяти не только одну лишь Марго Робби. Здесь она снова отрывается в образе Харли Квинн, но ей не приходится отдуваться за весь коллектив. Кстати, поначалу до меня не сразу дошло, какая роль тут уготована Сильвестру Сталлоне, имя которого увидел на постере с именами актёров до просмотра. Понял я это далеко не в первый момент появления его необычного персонажа на экране. Как и впервые узнал, в качестве какого эвфемизма используется морская звезда. «Теперь живи с этим», как говорится.
The Suicide Squad, 2021
* - пересмотр