Чехов сближает

Feb 02, 2023 13:45


Уже после Нового года, в январе 2023, решил посмотреть на то, как А.П. Чехова интерпретируют за пределами родины, а также на то, как нестандартно можно преподнести его мировую классику «Дядя Ваня» вместо стандартной съёмки театрального спектакля для ТВ или классической «консервативной» экранизации со всеми этими костюмами из позапрошлого века и многокомнатными усадьбами. Помимо взявшего в прошлом году Оскар, Золотой глобус, и BAFTA японского «Сядь за руль моей машины» в категории «лучший фильм на иностранном языке», взору попалось то, что англоязычный зритель назвал бы «hidden gem», о котором тоже хочу немного рассказать ниже:



Vanya on 42nd Street / Ваня с 42-й улицы (1994, Луи Маль) - 9 / 10

Ещё не театр, но и уже не кино в классическом его проявлении. Однако обе магии - и театра и кино - околдовывают зрителя, а третьим магическим измерением выступает вечный Чехов. Бессмертный «Дядя Ваня», понятный в любой точке земного шара, общечеловеческий, объединяющий. Французский режиссёр ставит русскую пьесу в США, местом действия становится здание заброшенного театра в Нью-Йорке на 42-й улице, куда на репетицию приходят актёры вместе с театральным режиссёром Андре Грегори, реквизита практически никакого, декораций ноль, но, спустя незначительное количество времени, магия вечного искусства начинает действовать. И стены старого театра словно оживут. А ведь «Догвилль» Ларса фон Триера выйдет только 9 лет спустя, в то время, как Луи Маль поставил точку в своей карьере этой сильной одой актёрскому искусству и Антону Павловичу, где любые визуальные излишества, свойственные миру кино, упразднены за ненадобностью. И спустя год Луи Маль увидел небо в алмазах.





Vanya on 42nd Street, 1994

Doraibu mai ka / Сядь за руль моей машины (2021, Рюсукэ Хамагути) - 8 / 10

«Chekhov - connecting people» - верный слоган всего фильма, который плавно везёт своего зрителя по трём часам неторопливого действа, подобно умелой водительнице для главного героя, везущей обоих по дороге к принятию и осознанию. Притом, это косвенная экранизация Чехова через роман небезызвестного Харуки Мураками. Режиссёр Рюсукэ Хамагути выстроил довольно прохладный экранный мир, и трёх часов может показаться многовато, однако он, то тут то там, расставил изящные переклички с текстом чеховского «Дяди Вани», притом, речь идёт о сценах вне репетиций и разыгрывания оригинальной пьесы между актёрами, говорящими на разных языках. Ещё, на мой вкус, фильм следовало бы закончить на сильном исполнении финала пьесы на театральной сцене, где монолог Сони подаётся зрителю языком жестов, а то сцена-постскриптум в магазине вызывает вопросы, хотя, после лёгкого троллинга на 40-й минуте, это выглядит, в принципе, не дисгармонично.





Doraibu mai ka, 2021

#drivemycar2021, #кинопросмотр, 8/10, #кинорецензия, 9/10, Луи Маль, Лауреаты премии Оскар, #кино, Лауреаты премии Британской киноакадемии, #vanyaon42ndstreet, Лауреаты премии Золотой глобус, 1994, киноотзыв, 2021, Рюсукэ Хамагути, #киноотзыв, #doraibumaika

Previous post Next post
Up