Имманентное свойство "пикейных жилетов" - выдавать собственные чаяния за событийную неизбежность и видеть - а если не видеть, то выискивать - в окружающей действительности подтверждение своих ожиданий.
"Черноморск будет вольным городом!, а "Бриан - это голова, ему палец в рот не клади! - очень украинские максимы. Это - в ментальности, непреодолимо.
Вернемся, однако, к фактам.
Непреложным фактом является резолюция СобБеза ООН от 17 февраля 2015 года № S/RES/2202 (2015), утверждающая "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений".
Если помните, я в те дни решительно выступал против этого документа. Открыто, публично. За что, с подачи Пушилина, по приказу Захарченко угодил за решетку, ко мне были применены специальные методы, было сломано (помимо прочего) ребро.
Однако, исторический факт состоялся.
Сегодня мы живем в контексте реализации "Минска-2". "Минск" - парадигма, в рамках которой развивается политический дискурс по Донбассу.
Есть, правда, и другие факты. Например, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/68/262 о территориальной целостности Украины (резолюция по Крыму и Севастополю) - документ, принятый 27 марта 2014 года. и в ее развитие, - принятая на днях резолюция "Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополя (Украина), а также частей Черного и Азовского морей".
Эти резолюции не будут выполнены никогда, пока существует Российская Федерация и приняты исключительно для того, чтобы:
- во-первых, поставить под сомнение гегемонию РФ на постсоветском пространстве, юридически зафиксировать неприятие роли, на которую претендует Кремль, мировым сообществом;
- обеспечить вечное давление на РФ, аналогичное тому, что десятилетиями оказывалось на СССР фактом непризнания присоединения прибалтийских республик перед Великой Отечественной войной.
Однако, актуальная политическая активность сегодня выплясывает вокруг резолюции № S/RES/2202 (2015).
Присмотримся к "Комплексу мер", в очередной раз, внимательно.
Совершенно очевидно, что краеугольным камнем Минских договоренностей является констатация необходимости проведения местных выборов в Донбассе - свободных, транспарентных, демократичных,- на которых население ясно и неопровержимо выскажет свое мнение о будущем региона.
В этих выборах, прежде всего, нуждаются рядовые люди Донбасса, ибо сложившаяся на территории система государственного управления создавалась сверху, искусственно и не имеет объективной опоры в массах. В таких условиях государственная деятельность, с неизбежностью, оказывается направленной против населения и приводит с многочисленным нарушениям прав Человека.
Еще раз (чтобы было понятно). Любые министерства и ведомства - от силовых до социальных - это - корпорации. Любая общественная система развивается по внутренним законам, развивается беспредельно, до тех пор, пока не столкнется с противодействием других социальных систем. Министерства и ведомства, не ограниченные органами самоуправления, действуют против населения. И действуют беспредельно. Что порождает бесчисленные перекосы в практике государственного управления. И не может не порождать.
Такова объективная реальность!
Мы в ней живем!
(И потому настаивали на проведении местных выборов еще летом 2014 года, когда в Донецке оставались только люди. готовые умереть за ДНР и каждый человек был на виду. Не прислушались).
Далее. Все остальные пункты Минских соглашений - от развода войск, прекращения боевой деятельности до передачи границы Украине, - по сути, призваны только обеспечить свободное волеизъявление граждан: ничего более!
Но власти соперничающих государств, на самом деле, указанного свободного волеизъявления, как раз, и боятся. И именно поэтому "Минск-2", под разными предлогами, не выполняется.
Разберем содержание "Комплекса мер" по пунктам.
Смотрите!
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение нач иная с 00 ч. 00 м. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
Этот пункт никогда не выполнялся, не выполняется и не может быть выполнен по человеческим основаниям, пока не реализован п.2: фактический отвод войск от линии противостояния.
Смотрим, п.2, а именно:
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
Тут сложность в том, что, если УВС может отвести свои войска вглубь Украины, то ДНР/ЛНР отводить вооружения и людей фактически некуда, поскольку линия обороны проходит, по сути, в черте поселков и городов Донбасса.
Кроме того, отводу войск активно противодействуют украинские националисты.
Зеленский боится националистов также, как боялись их прежние президенты Украины, включая Януковича.Определенным авторитетом в этой среде - среде вооруженных людей - пользуется Арсен Аваков, который сохраняет относительно независимую позицию в правящей команде на Украине.
Мне кажется, что Зеленский действительно хотел бы оставить Донбасс наедине с внутренними проблемами и сосредоточится на демонтаже социального государства на самой Украине, на проблеме ее деиндустриализации, на продаже земли, легализации игорного бизнеса. Все упомянутые инициативы сулят Зеленскому крупные деньги, причем очень быстро. А решение проблемы Донбасса - вечная, причем перманентно увеличивающаяся дырка в бюджете Украины. Зеленский хотел бы от нее избавится. Но в этом ему будут мешать украинские националисты, исповедующие идеологию "земли и крови", а также американские "ястребы", которые, с одной стороны, выступают против украинских националистов (боятся, что не смогут их контролировать, как не сумели, в свое время, поставить под контроль пакистано-афганских "талибов"... да, еще много кого!), а с другой - заинтересованы в бесконечной пролонгации конфликта в Донбассе, ослабляющего, с их точки зрения, как РФ, так и Украину.
(Пункт о модальностях местных выборов в Донбассе пропустим: об этом говорили много и неоднократно).
***
Пятый и шестой пункты "Комплекса мер по выполнению Минских соглашений" меня лично особенно радует. Они гласят:
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
Повторюсь, в ДНР/ЛНР руководящие посты занимают не самостоятельные люди. И корыстные. Для них, этих людей, их должности - средство выживания и решения личных проблем в сложной политической ситуации, сложившейся в Донбассе. Поэтому они ничего не делают помимо того, о чем им прямо указывают из известного кабинета на Старой площади. Или делают. Но исключительно к личной выгоде.
Между тем, амнистия, помилование, обмен пленными - сущностно гуманитарная деятельность. Здесь инициативы могут исходить и из аппарата уполномоченного по правам Человека ДНР. Но... некому проявлять инициативы в ДНР. На любых постах и уровнях.
На самом деле, ЛДНР не нужна пенитенциарная система. оставшаяся в наследство от Украины и рассчитанная на всю ее территорию. Но чиновники-"вертухаи" заинтересованны в своих должностях и окладах. Поэтому вместо того, чтобы сокращать число исправительных учреждений (исходя из территории ДНР и ЛНР в 31.1% бывших Донецкой и Луганской областей), чиновники увеличивают аппарат ГСИН.
Формально, "вертухаи" цепляются за указанные пункты "Комплекса мер". в которых упомянуты термины "амнистия " и "помилование". Но, на самом деле, при Якубовском, когда он возглавлял Верховный Суд ДНР, фактически прекратили практику УДО. Так что, все лица, осужденные судами Украины (т.е. до весны 2014 года), по прежнему, отбывают наказание на территории ДНР. Хотя ДНР - не Украина, а на самой Украине все лица данной категории давно подлежать освобождению по УДО. Подчеркиваю: все, за исключением пожизненников. Абсолютно все!
Вот, такие игры происходят с терминами "Комплекса мер", когда их выполнение оказывается в руках местных, вчера еще ахметовских чиновников!
Пункт 7. "Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма".
У нас мало, кого столько сажали в ДНР/ЛНР, как гуманитарщиков. В какой-то момент А.ЗАхарченко пытался передать проблематику оказания гуманитарной помощи в руки "блатного майора" Прилепина (всех его конкурентов на этом поприще беспощадно арестовывали), затем - т.е. параллельно - груз "белых конвоев" осваивали "пираты" из МСЧ ДНР. В самом начале работал Центр восстановления Донбасса, созданный А.Калеусским. (Его довольно скоро расформировали). Сегодня текущие власти ДНР, опасаясь, видимо, возможности влияния внешних сил на итоги местных выборов в Донбассе. обязывают международные гуманитарные организации получать аккредитацию в госучреждениях ДНР.
Что, разумеется, является прямым нарушением п..7 "Комплекса мер по выполнению Минских соглашений".
Пункт 8. "Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов".
Здесь многое можно, разумеется, сказать, но меня интересует пункт следующий, 9. Поэтому отреагирую очень коротко, одним словом: "Блокада". Украинцами введена экономическая блокада территорий ЛНР/ДНР. Очевидно, что в условиях блокады любое движение денежных масс по территории априори ставится под сомнение.
Пункт 9. "Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы".
На самом деле, население края выживает за счет многообразной помощи, которая поступает в регион из РФ. Об этом не принято говорить. Но это действительно так!
Как только граница перейдет в руки киевских властей, этот поток будет автоматически пресечен.
Донбасс ожидает голодная смерть.
Поэтому данный пункт минских соглашений, на мой взгляд, в принципе, не выполним. И соответственно, не выполним пункт о проведении местных выборов.
И я вообще не понимаю, какой смысл обсуждать этот пункт в "номандском формате"? Границу республик с РФ по внутреннему абрису контролируют пограничные войска ЛНРД. Следовательно, с властями ДНР/ЛНР и нужно договариваться о ротации пограничной стражи. Причем здесь Путин, Меркель, Макрон? У них есть свои границы, о которых они вправе выносить решения!
Пункт 11 постулирует положение о проведении конституционной реформы на Украине. Чему - совершенно очевидно! - будут всемерно препятствовать украинские националисты.
Теперь о том, что нужно и можно сделать в рамках Минских соглашений со стороны ДНР. Причем сделать прямо сейчас, не откладывая дело в "долгий ящик".
***
1. Прежде всего, на месте текущих властей, я бы публично заявил, что, если украинская сторона не подпишет протокол о проведении местных выборов на территории ЛНР/ДНР в течении ближайших четырех месяцев (т.е. до объявленного срока проведения очередной встречи в "нормандском формате"), эти выборы будут проведены властями республик самостоятельно. И мы приглашаем международных наблюдателей, включая наблюдателей БДИЧ ОБСЕ осуществить контроль над указанными выборами.
2. Экономика республик объективно пребывает в состоянии ступора. Нам необходим план экономического развития (в сущности, реформ) на территории ДНР/ЛНР, в том числе, и в связи с невыполнением Украиной обязательств, зафиксированных в п.8 "Комплекса мер по выполнению минских соглашений". Экономика республик должна быть решительно реформирована. Нам нужно замкнуть производственные цепочки в рамках новой территории, причем, в сложившихся условиях, акцент нужно делать на проблематике машиностроения (а не угля и металла, как это было при Украине).
Необходима срочная реформа системы ЖКХ, включая модернизацию инструментов работы с населением.
Нужно решительно реформировать сферы образования, культуры, в принципе, бюджетную сферу, имея ввиду ориентацию на реальный состав и количество населения республик, без учета частей, остающихся под контролем Украины. Необходимы сокращения в этих сферах, оптимизация структуры отраслей и систем управления.
3. Давно уже назрела проблема широкой амнистии на территории ДНР и, последующей реформы пенитенциарной системы, которую нужно решительно сокращать.
Разумеется, все лица, осужденные судами Украины, должны быть незамедлительно депортированы на Украину. Нужно применить широкую амнистию к ополченцам 2014 года, имея ввиду обстоятельства, в которых были они совершили преступления, а также несовершенство судебной системы ДНР, как сегодняшней, так и - тем более! - времен А.Захарченко-Якубовского.
5. О границе. Безусловно, таможню нужно закрыть. Не только между ДНР и ЛНР, но и вообще, как институт. Он, в принципе, не нужен на 31.1% территории бывшей Донецкой области. Функции по учету движения товаров через границу с РФ и линию противостояния с Украиной передать гражданским ведомствам, например, Министерству промышленности и торговли.
Пограничную службу следует сохранить. Как элемент дискуссии в рамках минской платформы. Но сохранить именно в декоративном виде. Создать нечто, вроде кремлевского полка: с показательными разводами караулов, эквилибристикой с оружием, в красивой форме.
Собственно, пограничные функции из сферы деятельности пограничной службы изъять. Нам нечего охранять от Российской Федерации.
Главное. Нам нужно перехватить инициативу в реализации Минских соглашений. Это возможно и даже не очень трудно.
Тут, в сущности, вопрос состоит исключительно в способности текущих властей ЛНР и ДНР проявлять здравые государственные (а не корыстные) инициативы.
Но... у нас при власти, увы, - ставленники госп. Суркова. Вначале - рядовой ахметовский "титушка", теперь - персонаж, который не сумел сдать первую сессию в самом худшем ВУЗе региона: Строительной Академии и потому занялся распространением акции "МММ".
От этих людей ждали исполнительности, а не инициатив (что, на самом деле, - весьма наивная чиновничья установка, ибо исполнительность не отменяет ни дремучесть мышления и, следующее из нее, корявость исполнения, ни, тем более, вороватость).
Так что пока остается только озвучивать инициативы в публичном пространстве.
Но делать это будем.
Потому что дороги люди Донбасса, дорог Донбасс.
С уважением,
Роман В.Манекин